АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Слово о герое

Свято Никольский храм в Сарепте.
Прошлое и настоящее

Пантелеев Алексей, МОУ лицей № 8 "Олимпия"

Зачем нужны церкви?
У наших предков такого вопроса не возникало, потому что они хорошо понимали что в жизни главное. Цель жизни человека – спасение души. А как этого достичь? Нужно соблюдать заповеди, молиться, ходить на службы в храмы.
Но ведь можно молиться дома. Возжечь свечи, повесить иконы и молиться. Для чего нужно идти в храм?

Без церкви нет спасения
Без церковных таинств – Крещения, Миропомазания, Исповеди, Причастия – спастись нельзя. Церковь – это не только здание, купола, стены. Собрание верующих, соборная молитва есть сама Церковь. Поэтому необходимо посещать богослужения в Храме.
Когда наши далекие предки строили города и крепости, они первым делом приглашали священника, который освящал предстоящее строительство, потом ставилась церковь, и уже вокруг нее вырастало поселение. Так было и в Царицыне. К сожаление, до нас не дошло сведений, каково было наименование самой первой царицынской церкви. Она была построена первыми жителями города-крепости в 1588 году.

Мне очень нравится русский адмирал Ф.Ф. Ушаков, вся жизнь которого – героический подвиг. На флоте адмирал создал, в сущности, мужской монастырь. Матросы начинали день с молитвы, читали Псалтырь, соблюдали посты. Вы только представьте: на рассвете все матросы и все офицеры во главе с капитаном собираются на палубе корабля и поют молитвы.
Мне довелось два года назад побывать в г. Севастополе, где Ф.Ф. Ушаков командовал в 1791г. Черноморским флотом. Севастополь – город-герой – богат своим историческим прошлым, в городе много храмов. На северной стороне Севастополя находится мемориальное братское кладбище, на котором похоронены защитники города, погибшие во время его первой обороны. На вершине кладбищенского холма севастопольцы построили храм-памятник в честь погибших в героической обороне 1854-1855 годах. Это храм святителя Николая Чудотворца.

А я заинтересовался историей возникновения Свято-Никольского храма в Сарепте Красноармейского района г. Волгограда еще и потому, что в этом храме с апреля 1993 г. служит мой дедушка – протоирей Владимир Поляков. А 8 марта 1996 г., когда мне было 20 дней, меня в ней крестили.

Поселок Сарепта находится на границе Красноармейского и Кировского районов. Проехать из центра можно на электропоезде со станции Волгоград I до станции Сарепта, храм хорошо виден (3 минуты пешком от станции Сарепта) или автобусом «Вокзал - Юбилейный», или маршрутным такси №№ 55а, 60а до остановки «Судоверфь», перейти дорогу и пересесть на автобус №16 или №19, или маршрутное такси №№ 69, 69а
Поселок назван в честь Сарепты Сидонской.

Из исторической справки: Сарепта Сидонская (Царфат) – маленький городок, принадлежавший сначала Сидону, а затем Тиру. Во время трехлетней засухи пророк Илия (IX в. до Рождества Христова) жил в Сарепте у принявшей его вдовы и вернул к жизни ее умершего сына (3 книга Царств гл. 17 ст. 8-24; Евангелие от луки гл. 4 ст. 26).
В конце XIX в. (1896г.) построены железнодорожная станция Сарепта, при которой было решено основать храм во имя Николая Чудотворца. До этого при станции уже существовал небольшой приход. В некоторых источниках говорится о Николаевском молельном доме на железнодорожной станции, построенном в год ее основания – в 1896 году.
В этом деревянном здании служил священник Иоанн Райский. Он с 16 декабря 1899 года состоял законодателем двухклассного железнодорожного училища при станции, а с 28 августа 1901 г. и земского училища селения Сарепты.

При станции создали строительный комитет, ведавший всеми делами пристройки Храма. Каждый прихожанин внес свою лепту. Храм полностью был построен на пожертвования железнодорожников.
Мне удалось найти историческую справку об открытии храма.

В память вечную будет праведник
Пожалуй нет в России города, области, где не было бы храма, либо часовни, либо придела в честь святителя Николая Чудотворца. От Ледовитого океана до Средней Азии, от Балтийского моря до Тихого океана, словно сторожа родной земли, повсюду стоят Никольские храмы. Особо чтим Святитель Николай в России. И в каждом православном доме обязательно будет икона Николы Чудотворца. После Господа Иисуса Христа и его Пречистой Матери святитель Николай – самый почитаемый из святых земли Русской на протяжении всей тысячи лет от принятия крещения. Недаром многие люди почитают его за русского. Я тоже сначала так думал и был удивлен, что это не так. Почитав житие, узнал, что родился святитель в далеком IV веке, когда и России, как таковой еще не было, на южном берегу Малой Азии, нынче там Турция. Родина его – городок Патары. Почти всю жизнь довелось ему прожить в городе Миры в Ликии, где сподобился он сана архиепископа Мир Ликийских. Вот почему его называют Николаем Мирликийским.

Родители его Феофан и Нонна были людьми благочестивыми, богатыми и знатными. Мальчику дали имя Николай, что по-гречески означает «Победитель народов». В службе святому говорится: «По имени твоему и житие твое». Святитель не был на поле брани, но побеждал человеческое жестокосердие, обращал людей ко Христу, одолевал ереси, умиротворял сильных мира сего своей силой веры и кротостью. В тропаре Николаю Чудотворцу поется «Правило веры и образ кротости, воздержание учителя…».

Долгое время родители Николая не имели детей, но молитвами и милостыней испросили себе сына. С малых лет его сопровождали чудеса. В купели крещения три часа простоял на неокрепших ножках, никем не поддерживаемый. Живой по природе, он уклонялся от шумного общества и игр, непрестанно молился. Родной дядя, епископ Патары, тоже Николай, посоветовал отдать его на службу Богу. После смерти родителей, получив большое наследство, Николай все раздал нищим и исполнил давнее желание – совершил паломничество в Иерусалим ко Святым Местам.
В тропаре святитель называется «образом кротости». Однако в нужное время он проявлял смелость и решительность.

На I Вселенском Соборе, где обсуждали учение Церкви о Пресвятой Троице, подвергавшееся Арием и его учениками сомнению, святитель Николай с горячностью защитил истину Божественного откровения. Он посрамил упорствовавшего еретика не только словом, но и делом, в праведном гневе ударив его по щеке, за что был посажен под стражу и лишен архиерейского сана. Но отцам Собора было видение от Бога, в котором направо от святителя стоял Сам Христос с Евангелием, а по другую сторону Богоматерь с омофором и протягивали знаки святительского сана, которого лишили Николая Чудотворца отцы Собора.
Много свидетельств праведности и святости архиепископа Мир Ликийских Николая сохранили его современники. Он воскрешал мертвых, исхищал из вод утонувших, защищал людей от неминуемой смерти.

«Дивен Бог во святых Своих» - говорит Священное Писание.
Когда умирает простой человек, не долго сохраняется в памяти людской его имя. Только родные вспоминают его. Несколько дольше помнят, так называемых, «великих людей»: философов, писателей, ученых. Однако, о многих ли вспоминаем мы, когда в доме беда? К святителю Николаю, хотя после его кончины прошло более полутора тысяч лет, обращаются очень многие. Теперь святитель Николай Чудотворец, не ограничен, как при земной жизни своей, временем и пространством. Он помогает миллионам людей разных национальностей, и даже вероисповеданий, и многих приводит ко Христу и напоминает людям об их согрешениях и о покаянии. Много святых предстоит Богу, но есть среди них особо отмеченные благодатью Божией. Николе Чудотворцу посвящен даже один день церковной седмицы – четверг, а в православном календарном году ему посвящены две особые службы: 19 декабря – день памяти (смерти) святого, 22 мая – перенесение мощей в г. Бар (Италия), где мощи находятся и по ныне. Обе даты отмечены красным цветом. А еще святителя Николая называют Угодником, потому что он очень угодил Богу и, конечно, он сильный предстатель за нас перед Господом. Скоро приходит на помощь Святитель Николай Угодник всем, кто с верою и надеждою взывает: «Святителю, Отче Николае, моли Бога о нас!»

С приходом к власти большевиков началась борьба с православием. Сначала Царицынский губернский совет в июне 1918 г. отказал священникам в пенсиях и пособиях, это было равносильно смертному приговору.

В голодный 1922 год власти силой стали изымать богослужебные сосуды и утварь, несмотря на то, что в апреле 1922 года съезд духовенства Красноармейского района решил отдать в пользу голодающих все ценные вещи из храмов. Судя по милицейским документам 14 ноября 1923 года при Свято Никольском храме регистрируются священник Москвитин Петр Сергеевич и диакон Боголюбов Александр Александрович.

Свято Никольскую церковь пытались закрыть в 1923-24 годах, но это не удалось. С 12 октября 1924 года по 1928год она работала, шли службы, посещавших храм насчитывалось 433 человека. Осенью 1928 года на собраниях месткома, исполкома поселкового совета решили закрыть храм, даже не выслушав мнения верующих. Решение оправдывали недостатком помещений для школы, клуба и потребкооперации. В местной газете «Борьба» сообщается о закрытии храма. Имеется также упоминание в документах о закрытии Свято Никольского храма в Сарепте 27 марта 1929 года. Но в апреле 1930 г. Красноармейская партконференция постановила: «Закрытые вопреки воли населения церкви немедленно открыть», т.к. по стране были сильные протесты верующих и Сталин сам дал такое указание. Окончательно закрыть церковь удалось в 1939 году, после чего в ней был клуб, склад, магазин. На фотографиях за 1975-80 годы видно, что где был главный вход, со стороны колокольни, висит вывеска «Промтовары». В алтаре храма выпекали и продавали хлеб.

«Восстановление утраченных святынь и православно-христианского образа жизни – насущная задача нашего времени»
Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.
В конце 1989 г. алтарная часть была передана верующим. А в 1991 г. возвращен весь храм и начались работы по его восстановлению. Была достроена колокольня и установлены купола. В период с 1995 по 1996 гг. храм был расписан. Восстановлены церковные и подсобные помещения (меня в этот период еще не было на свете, т.к. я родился в феврале 1996 года). А в 2004 2005 гг. был отремонтирован и покрашен внешний фасад храма. С 2003 по 2007 гг. был сделан иконостас и расписан волгоградским художником Михаилом Чаловым. Я интересовался ходом работ и сам сфотографировал иконостас.

При Свято Никольской церкви действует воскресная школа «Сарепта». Занятия ведутся отдельно для взрослых и детей. При воскресной школе есть библиотека, в которой можно взять книги, журналы духовного содержания. Воскресная школа ежегодно участвует в конкурсе воскресных школ «Наши именины», награждалась дипломами.
Школа №9, находящаяся по соседству с храмом, приглашает настоятеля, протоиерея Владимира, для проведения духовных бесед с учащимися. Ученики школы приходят на богослужения.

В день Светлого Христова Воскресения и во всю пасхальную неделю прихожане, дети и взрослые, с удовольствием звонят на колокольне (кто не умеет – учится), так как в эти праздничные дни открыт доступ всем желающим. Я тоже благовестил 8 апреля этого года после ночного пасхального богослужения в Свято Никольском храме.
Прихожане любят свой храм. Те прихожане, которым по воле жизненных и семейных обстоятельств пришлось переехать в другой город очень скучают по своей родной церкви, звонят батюшке.

Нам, подрастающему поколению, необходимо знать историю своего края, земли, на которой мы живем. Наши предки оставили нам богатое духовное наследие, которое мы обязаны сохранить и преумножить. Чем весь день смотреть по телевизору все подряд, или проводить время за компьютерными играми, лучше почитать жития Святых и, подражая им в решимости, постараться жить так, как заповедал нам Христос. Необходимо интересоваться святынями своего края и, конечно, принимать участие в восстановлении разрушенных храмов и монастырей, а так же помогать в строительстве новых.

Без веры нет спасения.
Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING