АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Геннадий Мокеев

Небесные видения русского храма

Первые показательные каменные христианские храмы на Руси после ее Крещения в 988-991 гг. строили приглашенные греческие мастера – зодчие. Что это тогда были за образцы?
«Замечательная… главная характеристика развития византийской архитектуры… ограничивается почти тем, что купол, высоко поднявшись над своим основанием, получил форму цилиндра, покрытого полусферой, и что на фасадах церквей, представлявших прежде горизонтальные карнизы, начали выказываться главные своды внутренней церкви. Эти две черты характеризуют памятники византийской архитектуры преимущественно X столетия» - писал историк архитектуры Г. Филимонов.


Храмы с высокими верхами, полукруглыми закомарами по фасадам и появились в новокрещенной Руси в конце X века. Только в домонгольский период до середины XIII века в Русской земле было построено уже русскими мастерами около 200 таких образцовых христианских каменных храмов. А что означали их формы?
Еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский проповедовал, что христианский храм должен уподобляться Небесному Граду. А на рубеже V-VI вв. св. Андрей Кесарийский привлек внимание к Видению (Апокалипсису) св. Иоанна Богослова, где был описан Горний Град.
Оказывается, храмы Руси с закомарами по четырем сторонам имели своим образцом Небесный Град: закомары символизировали его врата, а высокий Верх – Престол Господень.

***


В конце XI века монахи Киево-Печерского монастыря записали в своем Патерике быль о вагряжском (варяжском) князе Шимоне, который два раза видел на небе образ Небесной Церкви, - причем в обоих случаях в моменты смертельной опасности. В первом случае по пути в Русь Шимон попал в страшную бурю на Балтийском море. Увидев среди грозовых туч Небесный Град-храм, он стал молиться Богу о своем спасении и остался жив. Во второй раз он, якобы, видел Небесную Церковь уже лежа при смерти на поле брани русских с половцами на реке Альте. Уходя на битву, Шимон, вероятно оставил завещание монахам Печерской обители, в котором просил похоронить себя в случае смерти в первом каменном соборе монастыря. На сооружение храма он оставил богатый вклад: золотые пояс и корону, снятые им еще на родине со скульптуры Христа. Храм с высоким верхом и закомарами, построенный в Печерском монастыре к 1073 году с использованием в качестве меры «Золотого пояса Иисуса», имел образ Небесной церкви, виденной два раза вагряжским князем.

***
В 1177 году во время спора за великий Владимирский стол князей Всеволода Переяславского и Мстислава Ростовского было не ясно, кто был более прав. Дело дошло до военного столкновения. «Бывшу же Всеволоду за Суздалем, и узреша чюдную Матерь Божию Владимирскую и весь град еа до основания, яко на воздусе стоящь. Яви се Бог и святаа Богородица новое чюдо… Глаголоху же ему (Всеволоду – автор) все сущии его зряше таковое чюдо: «поиде княже, противо ему (Мстислава. Авт.) прав бо есми пред ним».
Вопрос решился битвой на Юрьевском поле у Липиц и победой Всеволода.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING