АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Геннадий Мокеев

Священный верх златоглавой Москвы

"Да аще от велкихъ многъ малаа некаа речемъ, -
всяко прощение в оглаголании место
да приимем отъ Священнаго Верха".
Новгородский летописец, 1399 г.

В древности "Священным Верхом" наши мудрые старцы навивали Божественную Небесную Иерархию во главе с Господом Богом. На земле простей народ указывал еще на "верх"   православного храма, увенчанный крестом - символом (знаком) Христа. А кресты и главы на множестве храмов составляли "священный верх" любого русского города или монастыря. Особенно своеобразным и потрясающим это чудное явление было в огромной древнерусской столице.

Москва Златоглавая

Златовершие "наполняло" сначала Кремль. Ему удивлялись западноевропейцы, потому-что в Европе, да и во всем мире, другого такого необычного города не существовало.

Англичанин А.Дженкинеон, 1558 г.: "Во дворце церкви одни каменные, другие деревянные с круглыми вышками, красиво позолоченными".

Итальянец Р.Бароерини, 1565 г.: " Есть там также несколько больших их церквей красивой архитектуры и великокняжеский дворец с золотыми крышами и куполами".

Австриец С.Гейс, 1593 г.: "Много также (в Кремле) круглых башен на церквах, вызолоченных хорошим золотом. Издали это делает великолепный вид".

Француз Ж.Маржерет, нач. XVII в.:"Внутри замка находятся различные каменные церкви,- четыре из них сплошь покрыты золоченой медью".

Немец А.Олеарий, 1636 г.: "В Кремле церковные главы покрыты гладкою, крепко позолоченною жестью, которая при солнечном свете ярко блестит и тем придает всему городу снаружи великолепный вид".

Голландец Б.Койэт, 1676 г.: "Купола, находящиеся в крепости, покрыты листовой золоченой медью, которая при ярком солнечном свете красиво блестит и издали представляет чудесное зрелище... Особенное ее (Троицкой площади) украшение составляет преизящная церковь, ко¬торую московиты называют Святой Троицей, а немцы - Иерусалимом".

Чех Б.Таннер,  1678 г.: "Все купола и верхушки в Кремле вызолочены и так горят на солнце, что видны мили за полторы, что и в нас... пробудило немалое уважение к этому городу". 

(Из кн. Иностранцы о древней Москве,  М.,1991 г.)

25 церквей Кремля

Количество златоглавых храмов в Кремле не увеличивалось до бесконечности, а должно было на каком-то символическом числе остановиться. В 1659 году лекарь царя Алексея Михайловича Самуил Коллинс записал:  "За этой стеной находятся 24 церкви очень живописные по своим позлащенным главам и большим крестам". Но более точное число указал в 1669 году Павел Алеппский со слов московского митрополита Исайи: "В царском замке есть 25 золотых куполов" (здесь грек назвал наш храм символически "золотым куполом").

Вот предполагаемые 25 храмов Кремля, имевших златоглавие к середине XVII века: 1  - собор Успения Пресвятой Богородицы 1479 г., 2 - ц. Благовещения 1484 г., 3 - Михаила Архангела 1508 г., 4 - Ивана Великого 1600 г., 5 - Воскресения и Рождества под Колоколы 1555 г. 6 - Спаса на Бору 1330 г., 7 - Иоанна Предтечи на Бору 1461 г., 8 -Сретения Господня на Сенях 1530 г., 9 - Рождества Богородицы на Сенях 1514 г., 10 - Спаса на Верху 1636 г., 11 - Екатерины на Верху 1627 г., 12 - Положения Риз 1451 г., 13 - Чуда Архангела Михаила 1503., 14 - Алексия Митрополита 1485 г., 15 - Вознесения Господня 1519., 16 - Георгия 1527 г., 17 - Михаила Малеина 1625 г., 18 - Бо¬гоявления Господня 1460 г., 19 - Николы Льняного 1506 г., 20 - Александра Невского на Площади 1600 г., 21 - Афанасия 1462 г., 22 -Кирилла Белозерского 1514 г., 23 - Константина и Елены 1651 г., 24 - Козьмы и Дамиана 1625 г., 25 – Рождества Христова 1555 г.Какие символы могли лежать в основе чудесного числа?

Дом Пресвятой Богородицы

С появлением Успенского собора в 1329 году в Москве стала активно развиваться градостроительная символика. Существует Акафист Успению Пресвятой Богородицы, - особая молитва из 25 песнопений (13 Кондаков и 12 Икосов). В них прославляются Христос, Богоматерь и святые. Богородицу славят как заступницу христиан перед Богом, охранительницу Москвы, небесную защитницу Русской земли... Она обитает в Граде Небесном и символизирует его. Постоянное прославление Богоматери оказалось отмечено устройством в храмах Кремля до XVIII века 25 "Богородичных престолов" (по М. Городовой)
Успенский собор символизировал небесный Рай, Небесный Град. Об этом говорят крестные ходы из собора. "Исхождением из храма крестный ход изображал изгнание человечества из Рая. По ходу Церковь Ветхого Завета преобразовывалась в Церковь Нового Завета. А возвращение в храм означало пришествие Церкви в Небесный Град, преображение Церкви в Церковь Святых на Страшном Суде" (Булгаков С. Настольная книга священнослужителя, I, 1993,с.63).
Вместе с тем, "храм есть престол" - писал св. Симеон Солунский. Успенский собор символизировал Небесный Град, Чертог и Престол Пресвятой Богородицы. Что же означали еще 24 храма Кремля?

Символ Небесных престолов

 В 1561 году возле Кремля построили собор Святой Троицы на Рву (храм св. Василия Блаженного). Собор символизировал Небесный Престол Святой Троицы. К нему и стали в Великие праздники приходить из Успенского собора крестные ходы народа - "Церкви Святых на Страшном Суде".
Судей Страшного Суда упоминал пророк Даниил (Дан.7:9-10,26) и Апостол Иоанн Богослов: "Престол стояще на небеси и на Престоле; Седящ.., и около Престола 24 престола... А на престолах видел я сидящих 24 старца,..котсрш дано было судить" (Апок. 4:2,4; 20:4).
Таким образом, Священный Верх в центре Москвы состоял из символов: Престола Святей Троицы (храм св. Василия Блаженного), Пресвятой Богородицы (Успенского Собора) и 24 престслов старцев-судей человечества, которые должны явиться во Второе Пришествие Христа на Страшном Суде в Конце Света. Обычно памятники создают событиям прошедшим. Священный Верх центра древней Москвы был создан как градостроительный памятник событиям будущим.
Христиане верят в бессмертие: праведники после Страшного Суда попадут в Рай, будут вечно жить в Граде Небесном, грешники попадут в ад на вечные муки. Град Небесный - золотой. Поэтому и Москва как символ Горнего Иерусалима создавалась златоглавой.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING