|
Наталья Петрова
РЕКА ВРЕМЕНИ
Помните ли вы, ребята, что создал Господь в четвертый день творения? - Если подзабыли, то давайте перечтем еще раз Священное Писание: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». Для освещения земли днем Господь создал светило большее - солнце, для освещения ночью светило меньшее - луну, и звезды. И вот с тех пор, благодаря сотворенным солнцу и луне, люди научились определять продолжительность дня и ночи, месяца и года, то есть считать время.
Большой любви к точному времени древние не испытывали и внимание на каждый час, как мы в нашей жизни, не обращали. Вы, наверное, будете удивлены, когда узнаете, что минутная стрелка на наших часах появилась только четыре столетия назад, а во времена А. С. Пушкина еще не было секундной стрелки, - ее возраст всего каких-нибудь полтора столетия. До того, как изобрели механизм измерения времени, да и долгое время после изобретения, - часы ведь были доступны не каждому, начало дня определяли по восходу солнца, окончание дня - по его закату. Когда наши предки хотели обозначить время дня или ночи, то говорили: на рассвете, или ранним утром, при начале света, восходе солнца, в полдень, вечером или в полночь; в жарких странах еще называли время дневного зноя и время прохлады дня. Сегодня, как мы знаем, продолжительность дня и ночи зависят от времени года: летом в наших краях самые короткие ночи, а зимой- самые длинные. В древности день и ночь насчитывали по 12 часов в любое время года. В Евангелии говорится: «Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне?».
День и ночь составляли одни сутки. В русском языке слово «сутки» произошло от глагола «сутыкать» - составлять, соединять. Соединение светлого и темного времени рождает одно целое. «И был вечер, и было утро: день один», -говорится в Священном Писании о днях творения. А вот начало дня народы, упоминаемые в Библии, считали по-разному. Вавилоняне и персы начинали считать сутки с солнечного восхода, евреи, греки и римляне - с момента захода солнца. Во времена земной жизни Спасителя в Иудее был принято начало суток по римскому обычаю. Дневное и ночное время разделялись на стражи: четыре стражи проходили за ночь и четыре - за день, каждая продолжалась по три часа. Первая стража длилась с первого часа до третьего (с 18 до 21). Вторая - следующие три часа ночи - четвертый, пятый и шестой (21 - 24). Шестой час соответствовал нашей полночи. Третья стража продолжалась в седьмой, восьмой и девятый часы ночи (0-3 часа утра), четвертая - остальное время до рассвета (3-6 часов утра). В Евангелии повествуется о том, что Иисус пошел к ученикам по морю «в четвертую стражу ночи», это означает, - перед рассветом.
Так же проходили и четыре дневные стражи: первый час соответствовал нашему седьмому часу утра, третий - девятому, шестой - полудню, девятый - трем часам дня. В Риме о восходе и закате солнца извещали публичные глашатаи на рынке. Но обычно наступление утра в древности (да и по сей день в деревнях) определяли по пению петухов. Вспомните слова Иисуса, обращенные к Петру: «прежде нежели пропоет петух, трижды ты отречешься от Меня», то есть, Христос предсказал Петру, что тот отречется от своего Учителя в этот же день, еще до наступления рассвета.
Если счет дней или суток вели по восходам или закатам солнца, то счет месяцам определяли при помощи луны. Не случайно во многих языках слова месяц, мерить и луна имеют общий корень. Когда мы с земли видим луну полностью освещенной, то говорим, что наступило полнолуние, а когда на небе едва виден только ее тонкий серпик - то говорим, что родилась новая луна. От одного новолуния до другого проходит примерно 30 дней, что и составляет месяц.
В календарях библейских народов продолжительность месяцев, их число в году и названия были разными. У египтян год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Он делился на три сезона, которые определялись состоянием реки Нила и выполнявшимися в этот период хозяйственными работами. Египетский календарь был более связан с движением солнца, нежели с луной.
Год вавилонского календаря так же, как и египетский, состоял из 12 месяцев. Названия месяцев отражали земледельческие работы и языческие празднества: «месяц сева», «месяц жатвы», «месяц зажигания огней», «месяц работы богини Инанны». Но в отличие от египетского, вавилонский календарь был больше приспособлен к движению луны, чем солнца. Вавилоняне первыми установили точную продолжительность месяца: 29 с половиной суток. Однако если вы умножите 29, 5 на 12 месяцев, то получите только 354 дня, а не 365 дней, как в нашем календаре. Где же взять недостающие дни? - эту задачу люди в разных странах решали по-разному. В одних календарях все месяцы, округляя, считали по 30 дней, а недостающие 5 дней добавляли в конце года, - так поступали египтяне. В других календарях месяцы согласовывали с новолунием и считали их по 29 с половиной суток, а набегающие разницу дней добавляли к году в виде дополнительного месяца один раз в несколько лет, - так выглядел вавилонский календарь.
Начало их года приходилось на новолуние первого месяца, который назывался Нисан. Свое название этот месяц получил по проходившему в нем «празднику вкушения ячменя». Новый год вавилоняне встречали не ранее 12 марта и не позже 18 апреля. Календарь евреев был составлен в соответствии с законами, данными Господом Моисею. В память об исходе израильтян из Египта Господь установил месяц Авив как первый месяц года. Его начало определялось по новолунию. «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью... Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года». Новый год начинался в новолуние первого числа месяца Авива. Вечером 14 числа первого месяца праздновалась Пасха, а на пятидесятый день - Пятидесятница.
По закону новолуние считалось установленным, если новую луну видели не менее двух человек. В Иерусалим посылались гонцы с сообщением, их заслушивали на совете старейшин, после чего объявляли о начале нового месяца. Костры на холмах и звуки труб должны были донести это известие до всего населения страны. После вавилонского плена еврейский календарь стал очень походить на вавилонский. Он согласовывался теперь не только с изменениями луны, но и с земледельческими работами. Начало года должно было совпадать с новолунием первого месяца и одновременно с созреванием ранних хлебов, кстати, название месяца Авива переводится как «месяц зреющих колосьев». Для этого, как и в Вавилоне, каждые два или три года появлялись добавочные месяцы. Позже месяц Авив стал именоваться Нисан, а новогодие перенесли с первого числа весеннего месяца Нисана на первое число осеннего месяца Тишри. Правда, слова осень и весна по отношению к Палестине вряд ли применимы: в тех широтах существуют всего два времени года: зима и лето.
В новозаветные времена названия месяцев в календаре часто заменяли их порядковым номером. Благовещение Пресвятой Богородицы произошло в шестой месяц: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу..., имя же Деве - Мария». Шестой месяц следует отсчитывать от первого месяца Тишри (сентябрь-октябрь), его название Адар и приходится он соответственно на февраль-март.
В Евангелии далеко не все события имеют точное указание на время их совершения, а только очень важные. Значение Благовещения в жизни людей велико, в этот день мы поем в храме: «Днесь спасения нашего главизна» - то есть сегодня начало нашего спасения, от этого дня следует считать начало спасения рода человеческого. В этот день Дева получила благую, то есть добрую, радостную весть - о будущем рождении Спасителя, поэтому праздник и называется Благовещенье.
Если такие единицы измерения времени, как сутки, месяцы и год зависят от движения небесных светил, то как появилась неделя и почему в ней 7 дней? Вспомним еще раз о Сотворении мира: в шесть дней Сотворил Господь все сущее на земле, а в седьмой день почил от всех своих дел: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Этот день Господь благословил свободным от всех трудов и забот - праздным, праздником- и назвал его днем покоя, отдыха: «шаббат» или «саббат». В русском языке он называется субботой. В память о шести днях творения и седьмом дне отдыха счет дням вели седмицами, которые мы называем неделями. Суббота была праздничным, седьмым днем, а остальные носили имена по порядковому номеру. После крестной смерти Спасителя Мария Магдалина приходит на рассвете к Его гробу «в первый день недели», то есть первый после субботы. Этот день с момента Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых мы именуем воскресением и каждую неделю чтим, как праздничный день. В языках некоторых народов воскресение именуется День Господень.
Все изменилось с Воскресения Христова в мире и в истории человечества, и существовавшие со времен Ветхого Завета традиции наполнились новым смыслом. В прежние времена евреи чтили 50-й год - этот юбилейный год следовал после «семи седмиц годов»: то есть 7 х 7 = 49 лет и 50-й юбилейный или год Господень. В этот священный для них год по традиции рабы получали свободу, а должникам прощались их долги. Но вот Иисус приходит в город Назарет и читает в молитвенном доме книгу пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». Год или по-славянски лето Господне после прихода в мир Спасителя стало означать возможность освобождения людей от их грехов, надежду на будущее спасение, исцеление от болезней и уныния. Благоприятное лето Господне - это наступление лучшего времени после Рождества Христова.
Во времена земной жизни Спасителя в Римской империи существовал календарь, введенный Юлием Цезарем и названный по его имени юлианским. В основе нашего современного календаря лежит тот самый юлианский календарь, да и само слово «календарь» происходит от латинского, что означает долговая книга, потому что в Риме должники платили проценты в первый день месяца - календы. Год по этому календарю делился на 12 месяцев. Семь месяцев в году имели 31 день, четыре - 30, а один - 28. В сумме получается 365 дней. Но точная продолжительность года, как установили к тому времени, составляла 365 дней и 6 часов. Поэтому разница между календарным и, так сказать, настоящим, в четыре года составляла уже сутки (6 часов х 4 = 24 часа или сутки). Этот день один раз в четыре года добавляли к самому короткому месяцу - февралю, и назывался такой добавочный день биссектус, что в русском языке превратилось в високосный. Так мы называем сегодня год, в котором февраль имеет добавочный день - 29 число.
Названия месяцев в нашем календаре также взяты из римского. Год начинался весной, в марте, получившем свое название от имени бога Марса. Названия трех следующих месяцев произошли от латинских слов - апрель - от появления молодых ростков; май - вырастание, июнь - процветание. Позже месяц май посвятили богине Майе, июнь - Юноне, январь - двуликому богу Янусу, покровителю любого начиная и открытия, а февраль - богу подземного царства Фебрусу. Месяцы с пятого по десятый названы в соответствии с порядковыми числительными: пятый - квинтилий, шестой - секстилий, седьмой - септилий или сентябрь, восьмой - октябрь, девятый - ноябрь, десятый - декабрь. Когда же год стал начинаться в январе, то прежние названия месяцев сохранили, поэтому сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в современном календаре соответствуют девятому, десятому, одиннадцатому и двенадцатому месяцам. Еще при жизни Юлия Цезаря пятый месяц был переименован в его честь юлиусом (июль), а шестой месяц позже назвали август по имени римского императора Августа, в правление которого и родился Иисус Христос. Русская Православная Церковь во все время своего существования пользовалась календарем, получившим в истории название юлианского.
В наши дни календарь, по которому живет Церковь, называют также старым стилем, в отличие от нового, которым мы пользуемся в светской жизни. Да и не только стилем отличается светский календарь от церковного, само понятие времени весьма в них отлично. Вы уже знаете, что есть мир материальный, вещный, а есть иной, духовный, не материальный. И вот в первом мире время зависит от движения небесных светил, а во втором - времени нет, там есть вечность. Поэтому и говорится: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день», то есть там, где времени нет, его и измерять не нужно. Поскольку все события происходят на земле по замыслу Божию или Промыслу Божию, то люди обычно не знают о том, что с ними произойдет, и ничего не могут предпринять раньше времени. Как говорится в Евангелии, «различать знамений времен не можете». Зачем же тогда людям дано время? - в нашей земной жизни мы готовимся к испытаниям, когда все предстанут перед Богом в день Суда. И там каждый даст отчет о том, как он использовал отпущенное ему на земле время: с пользой для собственной души или нет? Исполнял он заповеди Божий или только и делал, что нарушал их? Если правильно использовал отведенное ему время, то его ждет жизнь вечная, а нет - тоже вечные, только уже муки. Вот поэтому прожигать время или как еще говорят, убивать время - это грех, им нужно успеть правильно распорядится, исполняя заповеди и совершая добрые дела на земле.
Только Сын Божий знал установленные Отцом сроки и все совершал в свое время: «время Мое близко» или «еще не пришел час Мой», - говорит Он. Значение Его прихода на землю было так велико, что Рождение Иисуса Христа - начало отсчета лет в мировой истории. То, что было до прихода Спасителя, называют «до Рождества Христова» или «до нашей эры», после - «наша эра» или «после Рождества Христова».
И все же время и вечность пересекаются, и пересечение происходит в одной точке, если так можно сказать. Это точка - крестная смерть Спасителя. Именно об этом событии в Евангелии говорится с такой точностью, что называется даже не месяц или день происходящего, а его час: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «... Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Шестой час соответствует нашему полудню, - в это время воины предали Христа мучительной и позорной казни, - распятию на кресте. Так казнили только разбойников, мятежников и рабов, которые должны были умирать на палящем солнце, без воды, истекая кровью долгие часы.
Во время страданий Господа на кресте произошло великое знамение, то есть указание на значимость происходящего. По всей земле наступила тьма, солнце померкло, и продолжалось это затмение, по свидетельству живших тогда историков и писателей, до девятого часа. Об этом же времени, как мы знаем, написано и в Евангелии: «тьма была до часа девятого», что по нашему времени означает до трех часов дня. А около девятого часа он предал дух, то есть умер. Так сбылись все предсказания, все произошло «в свое время», и завершилось спасение рода человеческого.
|
|