|
"Человеком движет стремление дотянуться рукой до неба" Овидий
РУССКИЙ ВЗЛЁТ
Начиная с обозримо древних времен, люди-земляне, наблюдая свободное парение в воздухе птиц и, очевидно, испытывая некоторую зависть, стремились взлететь, набрать высоту и летать безгранично высоко и бесконечно долго. Люди интуитивно чувствовали, какие великие возможности открывало перед ними овладение высотой. Мы помним множество мифов, легенд, преданий, сказаний, сказок, связанных с сюжетами о воздухоплавании.
А что же на Русской земле? Со времён Ивана Грозного сохранились такие письменные свидетельства: "смерд Никитка боярского сына Лупатова холоп" сделал себе деревянные крылья наподобие птичьих и даже будто бы совершил в присутствии царя и большого количества народа несколько полётов вокруг Александровской слободы. За что первый русский Икар был, конечно же, казнён. "Человек не птица, крыльев не имать …. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову". Другие технические решения придумал кузнец Чёрная Гроза из села Ключи близ Ржева. В 1729 году он сделал крылья из проволоки и надевал их как рукава.
В 1739 году в Рязани за полстолетия до Монгольфье был изобретён воздушный шар. Подъячий Крякутной "зделал мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё". И дальнейшая его судьба не отличалась от судьбы первых русских воздухоплавателей. "Нечистая сила подняла его выше берёзы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь".
Но силу творческой мысли задушить было невозможно. Успешные и не очень, а, зачастую, трагические попытки полётов множились неудержимо. И лишь постепенно к человеку, а именно к русскому в первую очередь, пришло осознание того, что, отправляясь в новые путешествия, пытаясь открыть новые горизонты, люди должны иметь представление о том, с чем они встретятся, в каких условиях им предстоит действовать, то есть осознание необходимости серьёзного научного анализа, теоретических разработок принципов полёта, проведения многочисленных и разнообразных опытов и экспериментов.
Русские учёные внесли громадный вклад в теорию и практику управляемого аэростата – дирижабля, геликоптера, планера и самолёта, в России заложены основы фигурных полётов (высшего пилотажа) как на винтовых, так и на реактивных самолётах. Русские учёные открыли фундаментальные принципы аэродинамики, теории реактивного движения и газовой динамики. В России были разработаны также теоретические основы внеземных орбитальных и межпланетных полётов и сделаны первые практические шаги по осуществлению этой вековой мечты человечества по преодолению земного притяжения.
В нынешнем, 2007 году удивительным образом сложился целый ряд юбилейных и памятных дат, образуя как бы своеобразный стержень, на который нанизаны все те основные этапы становления воздухоплавания и космоплавания, которые определили вектор их мирового развития и которые справедливо можно назвать Русским взлётом, а имена, их олицетворяющие, Русским созвездием.
Так, 225 лет тому назад, в 1882 году, русским инженером, морским офицером А.Ф. Можайским был спроектирован и построен первый в мире винтовой самолёт, совершивший первый полёт весной 1883 года. Это была оригинальная и разумная конструкция аэроплана с паровым двигателем, предвосхитившая многие последующие научно-технические решения, пришедшие в авиацию двумя десятилетиями позднее. В России раньше чем в других странах были построены тяжёлые многомоторные самолёты конструкции И.И. Сикорского "Русский витязь" (1913 г.) и "Илья Муромец" (1914 г.). Тяжёлый двухмоторный самолёт "Святогор" конструкции инженера В.А. Слесарева, доведённый в 1916 году до стадии лётных испытаний, отличался глубокой продуманностью всех деталей и высокой аэродинамической культурой исполнения. А экспертный отзыв на "Святогора" давала комиссия, председателем которой был Николай Егорович Жуковский, великий русский учёный, механик, 160 лет со дня рождения которого исполняется в этом году. Профессор Московского университета Н.Е. Жуковский (1847 – 1921) был основоположником теоретической, технической и экспериментальной аэродинамики, "отцом русской авиации". Его выдающиеся научные открытия, приёмы и методы исследовательской работы в различных разделах теоретической и прикладной механики, созданные им научные направления и новые пути научных изысканий явились поистине пионерскими. Одной из великих заслуг Н.Е. Жуковского перед русской и мировой наукой является создание основ аэродинамики, открытие истинного механизма воздействия воздуха на движущиеся в нём тела различной геометрической формы. В историю авиационной науки навеки вошли замечательные слова Н.Е. Жуковского, сказанные им на X съезде русских естествоиспытателей: "Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".
Объём научных исследований Н.Е. Жуковского огромен, их подавляющее большинство посвящено изучению явлений механического движения – динамике. По существу, только после аэродинамических открытий Жуковского авиационные инженеры стали определять лётные характеристики проектируемых аэропланов расчётом, сопоставляя и проверяя затем расчётные данные с результатами испытаний реального образца. И как не вспомнить здесь историю, связанную с изучением Н.Е. Жуковским механики парения птиц, когда, анализируя эволюцию траекторий планирования птиц при парении, учёный расчертил семейство кривых, одна из которых образует петлеобразную фигуру, знакомую нынче каждому – Петля Нестерова! Она получила своё название по имени русского военного лётчика, впервые выполнившего её на самолёте в 1913 году. За двадцать два года до этого исторического полёта карандаш Жуковского вычертил петлю на бумаге. Личная встреча лётчика Петра Николаевича Нестерова с Н.Е. Жуковским, консультации учёного по прочности самолёта, по вопросам устойчивости, безусловно, способствовали триумфальному исполнению Нестеровым мёртвой петли, фигуры высшего пилотажа, непременно демонстрируемой ныне на любом воздушном празднике. С именем П.Н. Нестерова, к которому Н.Е. Жуковский относился с огромным уважением и симпатией, связано и исполнение первого в мире воздушного тарана в бою, когда русский лётчик ударил колёсами своего "Морана" по вражескому "Альбатросу".
Ровно год и один день отделяли воздушный таран от первой в мире мёртвой петли – петли Нестерова. Лётчик погиб как солдат во имя Родины, во имя своего народа. В нынешнем году исполняется ровно 110 лет со дня рождения героя-лётчика П.Н. Нестерова. Профессор Николай Егорович Жуковский почти 50 лет вёл преподавание в Московском университете (МГУ) и Московском техническом училище (МВТУ). Он создал превосходные учебники для университетов и высших технических учебных заведений, был магистром и доктором прикладной математики. Жуковский считал для себя великой честью вести преподавание механики в двух крупнейших высших школах страны.
Сегодня, в юбилейный год, мы отдаём должное великим заслугам Н.Е. Жуковского в развитии отечественной науки, он остаётся в нашей благодарной памяти как мудрый, обаятельный простой человек, прославивший на века Россию и русское имя.
Эдуард Белобородько
|
|