АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Геннадий Мокеев
НЕВЕДОМАЯ СТРАНА МОСКОВЬ

Некоторые древнейшие и наиболее добротные русские летописи упоминают сначала Московь и московлян, а уже потом Москву и москвичей. Разница в словах - очевидна. Более того, первые из них упоминаются в известиях XII века, тогда как вторые - лишь с начала XIII века (Москва с 1307 года, москвичи с 1213). Вот известия ХП века.
- 1147 г., суздальский князь Юрий Долгорукий зовет в гости северского князя Святослава Ольговича: «Юрги река: «Буди, брате, ко мне на Московь» (ПСРЛ, 25); «в Москову» - по рукописи Ипатьевской летописи (ПСРЛ, 2, примеч.).
- 1176 г., упоминаются воины: «Московляне же, слышавше, оже идеть на не Ярополк, и взратившися въспять, блюдучи домовъ своих». (ПСРЛ, 2).
- 1177 г., несколько летописей сообщают о нападении рязанского князя: «Глеб же на ту осень приеха на Московь и пожже город весь и села», «Глеб пожег Московь, иде к Рязаню», «Позже Московь всю: и город, и села» (ПСРЛ, 1, 7, 30).

По последнему из известий видно, что именем «Московь» назывались «и город, и села». Но если город-крепость строил Юрий Долгорукий в 1146 году (В.Татищев), то до этого времени «Московью» должны были называться «села», то есть какое-то гнездовье поселений, территория, часть поречья Москвы-реки.
Посмотрим, привлекая археологические данные, когда могла появиться «страна Московь» и что она представляла собой с ее «начала».

Турыгин. В 1837 году при копке котлована для фундаментов храма Христа Спасателя был найден клад монет и среди них два арабских диргема: один 862 г., чеканенный в Морве, другой 866 г., чеканенный в Двине. Время сокрытия клада - X век (Савельев П. Мухамед. нумизматика.., СПб.,1846,с.122). Опираясь на этот факт И.Забелин писал: «На береговой горе при устье Черторыя... уже в конце 9 или начале 10 столетий существовал поселок» (Ист. г. Москвы., М, 1905, с.5). Позднее здесь появилась церковь св. Николы «что в Турыгине». Вполне возможно, что на месте Чертольского городища (береговой горы) с IX века существовал городок «Турыгин» с селом-посадом под ним. Название укрепленного поселения видимо произошло от имени словенского языческого бога Тура, идол которого где-то в нем стоял.
Остров. Недавно, при археологических раскопках возле церкви св. Николы в Старом Ваганькове был обнаружен культурный слой Х-Х1 вв. словен-вятичей (Васильев Ю. В сб. Моск. керамика, М. 1996, с. 32-34). Здесь на высоком холме (дом Пашкова) очевидно существовал городок «Остров» с селом-посадом под ним. «Островляне» упоминаются в XV в. (Акты Ист., I, с. 87), а храм Воздвижения «на Острове» в ХVI (ПСРЛ, 29, с. 52). Коль скоро здесь существовала также ц. Святой Троицы, в древнем языческом поселке возможно стоял идол бога Трояна-Триглава.
Бор-город. В 1847 году при закладке фундамента здания Оружейной палаты в Кремле были найдены «две большие шейные гривны и две серьги-подвески, какие обыкновенно находят в московских курганах». Видимо, учитывая турыгинский клад, И. Забелин сделал вывод, что «эти находки должны относиться к концу 9 или началу 10 столетия» (И. Забелин. Там же.) Но даже если эти находки не датированы точно, историк прав в своей апелляции к ближнему турыгинскому кладу и его датировками.

В 1846 году при закладке Нового Кремлевского дворца возле юго-западного угла ц. св. Спаса на Бору был обнаружен первый ров мысового Кремлевского городища (Гастев, Стат. опис. г. Москвы, 1857, с.4, № 55 на плане). В 1874 году во дворе Малого Николаевского дворца был обнаружен второй ров древнего Предградья (Скворцов И. Археол. и топогр. г. Москвы. М., 1913, с. 86). Оба рва и остатки валов около них несколько раз обнаруживали позднее кремлевские археологи.

Учитывая, что древнейшие храмы св. Иоанна Предтечи в мысовом городке и св. Спаса в Предградьи имели единый адрес: "на Бору", можно полагать, что двойная крепость вятичей-московлян возникла здесь сразу и называлась «Бор-городом». На вечевой площади Предградья возможно стоял языческий идол бога Бора-творца Вселенной (у западных словен Боровит, «вит» - свет).

Боровицы. С юга-запада к нагорному Бор-городу примыкал под горой укрепленный посад «Боровицы». О его былом существовании говорят топонимы «Боровицкий мост» через Неглинку и «Боровицкие ворота», выводившие с моста на подольский посад. Большая или Великая улица Боровиц продолжалась на восток позднее Большой улицей Поречья (Мокринский переулок Китай-города), а на север Большей же улицей Острова (Знаменка в Занеглименьи). Боровица получили укрепления вероятно в X веке.

Торжок. В середине между тремя указанными укрепленными поселениями издревле существовал торг. О его местоположении говорят древнейшие здесь цц. св. Николы и св. Иоанна Предтечи, - обе «на Ленивом Торжке». К торгу от каменистого брода на Москве-реке поднималась особая улочка «Ленивка». Возле брода под Боровицами волей-неволей появилась и существовала пристань.

Вот три древнейших укрепленных московских поселения и торг между ними, возникших «в конце 9 или начале 10 столетий». Но можно ли их датировать более точно?

***
Около 859 года хазары при поддержке греков-византийцев разгромили словен на юге в Среднем Поднепровье Малую Русь, наложив дани на полян, северов, дреговичей, а на востоке на вятичей. Лишь киевские росы послали хазарам вместо дани меч, как символ непримиримого противоборства и войны.

Не подчинившаяся хазарам часть вятичей отступила с реки Оки на север по Москве-реке в землю словен-кривечей, не плативших хазарской дани. В 860 году они и построили в устье реки Самотеки (позднее Неглинки) три городка-крепости: Турыгин, Остров и град власти Бор-город с двумя линиями укреплений. Тогда же в середине между этими укрепленными поселениями возник торжок, а на реке – пристань.

Где-то в 889 году Вещий Олег освободил вятичей от хазар и они уже 907 году принимали участие в походе Руси на Константинополь под водительством этого «великого князя русского» (как записано в договоре с греками 911 года). В 912 году, после гибели Олега и русского войска в устье Волги, разгромленного объединенными силами хазар, булгар и буртасов, хазары снова получили своей власти вятичей. В 913 году на Московь отошел второй поток свободолюбивых вятичей. Тогда в начале X века еще больше усилилось войско московлян, появилось много других защитных градов: в середине Явуза, Лыщиков, Лучин, Драчи, Неглинный; на южной пограничной реке Пахре вероятно крепости на городищах Еганово, Дурниха, Щербинка, Сальково, Съяново, Луковня, а также Старая Руза на западе, Белые Боги на востоке.
Гнездовье укрепленных поселений центра Москови, как и земля московлян в указанных границах, были захвачены в 1146 году Юрием Долгоруким и отошли к Ростово-Суздальскому княжеству. Князь перестроил Бор-город, усилив эту главную крепость, затем крестил в 1147 году московлян, поставив у них первые храмы «на Бору» и часовни по селам. Но в 1147 году Глеб рязанский с войсками своих союзников и половецкой ордой захватил крепость Долгорукого, сжег ее вместе с окружными слабо укрепленными селами, а население все «попленовавше». Так погибла языческая Московь.
В 1178 году, после разгрома рязанцев, половцев и возвращения полона, великий владимирский князь Всеволод Юрьевич (позднее «Большое Гнездо»), восстановил былой «град власти» московлян. Возродил и села вокруг него.
А в начале XIII века здесь явился первый московский удельный князь Владимир Всеволодович. С этого времени появилась «Москва и москвичи».

Имя «Москва» родилось как бы только с появлением стольного города.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING