Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова выстроен на том месте, где 1 марта 1881 года одним из членов террористического общества “Народная воля” (И. Н. Гриневицким) был смертельно ранен царь Александр II. Отсюда и другие названия храма - “Спас-на-крови”, “Храм-на-крови” - метафоры, как бы проводящие параллель между мученической кончиной Христа и гибелью Александра II. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу “исконно русские начала”, по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного. Строился храм с 1883 по 1907 годы. Здание собора установили на самом берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) с тем, чтобы место ранения царя было заключено в его стены. Для этого пришлось строить специальный сплошной фундамент, выдвинув его в русло канала на 8 метров.
Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен в 1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора.
На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. На столичном металлическом заводе изготовили конструкции глав, пять из которых покрыли особой разноцветной эмалью, а в 1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила - сперва снаружи, а затем внутри - к мозаичному убранству храма. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев - для Христа во славе на южном, Парланд - для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов - для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
Сверху, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается “Распятие с предстоящими” с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам академика П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил в 1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили художники В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части - Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной - сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно - литию.
В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом “иосифлян”. Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт в 1930 и передан “под культурно-просветительные нужды”. В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную “Народной воле”. Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план. Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хотя надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею “Исаакиевский собор”.
Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать Кто находился рядом с собором, тот знает, как пленителен его образ! Невозможно пройти мимо, не задержавшись хотя бы на несколько минут под сводами Храма Воскресения Христова!
|