|
Из творчества Сергея Дурылина
Предлагаем познакомиться рассказом Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954), священника, писателя и ученого. С.Н. Дурылин много сил отдал детям – своим ученикам, умел говорить с юными и глубоко, вдохновенно, и озорно, с иронией… И всегда его слово вело к добру, свету, истине. Пусть имя Сергея Дурылина будет близким с детства для наших читателей, которые со временем откроют его большие книги – роман «Колокола», повесть «Сударь кот», записи «В своем углу», книги о великих русских писателях, художниках, артистах.
(Публикации подготовили А.А.Аникин и А.Б. Галкин)
Четвертый волхв Рассказ
Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема, три принесли дары и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Персиду, – и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звезд – за исключением одной, великой звезды Рождества – горят доселе в небе, в темном торжественном небе, в ночь Рождества. Все это известно. Но няня – наша старая няня Пелагея Сергеевна, – говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже называла имя четвертого волхва,– я забыл это имя, но– вот что удивительно и невероятно, вы все это скажете: что невероятно, – это было русское имя, – и самое простое, обыкновенное русское имя нас не удивляло тогда, в детстве, что имя четвертого волхва было русское, нам не приходило на мысль остановить няню и навести справку по библейским архивам: помню, мы очень с братом радовались, что пришел и русский волхв к младенцу Христу, – и мы только спрашивали няню: – Няня, а почему же он не дошел до Вифлеема? – А потому что заблудился, – отвечала няня. – А где заблудился? – пытали мы. – А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. И дар, что Богу нес, у него отняли злые люди. Мы замолкали ненадолго. Леса шумят. Отец был родом из Сибири и рассказывал нам про тайгу, про тысячеверстные леса, безысходные для тех, кто не знает в них путей, про дикие вьюги и лесные ветра. Брат вздыхал. Он был молчаливее меня, и я спрашивал няню: – А он выйдет, няня, из лесов? Он придет ко Христу? – Выйдет милый, – отвечала она. – А когда? – А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от русской земли праведный путь до Божьего града. – Неизвестно, милый.
Няня гладила меня по голове и поникала головой. Потом поднимала взор к образу Спасителя – перед ним всегда горела с нашего детства зеленая лампада – и крестилась медленно и истово. Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег. В нем много было цветов и длинных узорных трав. На них сидели белые птицы. Но брат искал не их. Он грел оставшийся чистым кусочек стекла – искал в нем первую звезду. Но она еще не загоралась в небе – или хмурые снежные тучи еще закрывали ее. И брат отходил от окна к няне и, прижавшись к ее плечу лицом: так тепло! так мягко! там шерстяная пестрая турецкая шаль – «по лиловому полю пустили травами», – и, прижавшись к ней лицом, тихо спрашивал няню: – Няня, а что он принесет четвертый Христу-младенцу, если дойдет из леса? – А хлебушка, милый, – отвечала старушка. – Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка? – А он мужик разве, няня? – Хресьянин он. Русский человек хресьянин, – убежденно отвечала няня. – Всегда хресьянин. Брат молчал. Нет, мы не думали того, что этого не может быть. Мы думали: когда это будет? Когда выйдет из лесу четвертый – с даром русского хлеба? Брат, не отходя от няни, спрашивал еще и еще: – А где он возьмет? А хлеб будет черный? – Черный, – отвечала няня. – Ржаной. Со всей земли возьмет, отовсюду по зернышку, ото всех полей, от праведных хресьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечет на чистом огне. От всей земли будет хлеб хресьянский. – Отчего ж не несет? Это уж спрашивал я. Сердце мое трепетало от радости. Но ждать! Было так трудно ждать! И зачем ждать? Теперь бы, в эту ночь, этот хлеб принести. – Оттого не несет, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от хресьянских, отовсюду по зернышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. Земля велика русская. Потихоньку он собирает. Когда кошицу полную наберет, – будет молоть зерно, а там за водой пойдет – тесто замесить. И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь ее чтобы не мутили. Найдет воду – будет огонь разводить от небесного огня, честнáго древа. Древо о древо тереть – первый огонь будет чистым. Мы не понимали, что это значит, но мы знали, что этот огонь будет чист и светел, – не то что маленькая, коптящая лампочка под бумажным абажуром у нас в детской или фонари на улице, тихие и серые. Это будет прекрасный огонь. – От честнáго древа. И на этом огне хлебушка испечет, – и будет дар Спасу Господу с солью. – А как же принесет? – Когда хлебушка спечет – тогда и путь прям откроется. Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. А там и путь отверзется. А брат в это время опять уж стоял у окна. Он притронулся лбом ко стеклу и долго не отрывался от него. И вдруг обернулся к нам и радостно крикнул: – Няня! Я нашел звезду! Вон она, вон!.. Голубая!.. Как снежинка! Няня встал со стула и подошла к окну: – Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо. А ты поклонись Христову Рождеству. И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды. Няня положила земной поклон – и мы с нею – и старческим тихим голосом произнесла нараспев: – Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды. Мы все еще рез поклонились до земли. А в окно светил на глубоком, глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества. ------------------------------------
С тех пор прошло много лет, очень много. Я прочел много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал) и всегда буду знать, что было все это: и эта ночь, и волхвы, и эта звезда, и Родившийся в эту ночь. Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвертого волхва было русское имя, – я знаю, впрочем, и еще больше: я верю, что четвертый волхв выйдет из лесов и найдет прям путь до этой голубоокой звезды и принесет Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.
20.XII <1923> Канун Предпразднества Рождества Х.
|
|