АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Вера Кошелева
ЕЛЕНА ПОЛЕНОВА


Елена Дмитриевна Поленова 1850–1898 – первая русская женщина, которая стала профессиональной художницей. В середине XIX века осуществить это было не так-то просто: в ту пору женщин не принимали учиться в Академию художеств. Обрести призвание Елене Поленовой помогли талант, безграничная любовь к искусству и поддержка дружной семьи.

Елена Поленова принадлежала к старинному дворянскому роду, который бережно хранил и приумножал русские культурные традиции. Ее прадед по линии отца был учеником Ломоносова, первым русским законоведом, получившим высшее юридическое образование. А прадед по линии матери – известный в свое время архитектор и литератор Николай львов. Бабушка Елены Поленовой воспитывалась в семье знаменитого поэта Гаврилы Державина. От них мать Поленовой унаследовала любовь к литературе и занятиям живописью, которую сумела передать своим детям. Отец Поленовой, человек науки, историк и археолог, горячо поддерживал художественные увлечения жены и детей. В доме Поленовых часто бывали знаменитые художники, горячо обсуждались посещаемые выставки и любимые картины.


В семье Поленовых царила атмосфера доверия и взаимопонимания. Родители жили интересами детей. Дети привыкли доверять свои чувства и мечты взрослым и друг другу. Сыновьям и дочерям давалось одинаковое домашнее образование. Отец занимался с детьми историей, прививая любовь к русской старине и умение изучать памятники древнерусской культуры, мать учила их рисованию.

Когда старшему сыну Василию Поленову, будущему знаменитому художнику и автору «Московского дворика», исполнилось 14 лет, родители пригласили из Академии художеств учителя живописи Павла Чистякова. Он, заметив способности девятилетней Елены, стал серьезно заниматься и с ней рисунком и акварелью.
С 14 лет Елена Поленова стала брать частные уроки у Ивана Крамского в Петербургской школе Общества поощрения художеств. А позже сама окончила эту школу по классу керамики и акварели с медалью и настолько проявила себя в области прикладного искусства, что получила приглашение руководить керамической мастерской.

Однако жизнь неожиданно открыла для Поленовой новые творческие горизонты. В 1882 году Елена Поленова переехала из Петербурга в Москву к своему старшему брату Василию Дмитриевичу Поленову, который женился на Наталье Васильевне Якунчиковой, родственнице Саввы Морозова, известного покровителя искусств. Через несколько дней после приезда в Москву Поленова посетила Абрамцево и сразу стала самым деятельным и преданным членом Абрамцевского художественного кружка.

Поленова восторженно встретила смелые поиски нового живописного языка, осуществляемые молодыми членами Абрамцевского кружка В.Серовым, К.Коровиным и И.Левитаном и присоединилась к ним. На три акварельные выставки 1887 года Поленова представила сорок шесть акварелей, пронизанные светом и ощущением тихой радости. Акварели Поленовой высоко оценили маститые художники В.Суриков, И.Репин, П.Чистяков. Чистяков говорил об акварельных этюдах Елены Поленовой, что они сделали бы честь любому мужчине-художнику. Акварели Поленовой приобрели для своих коллекций известные коллекционеры – П.Третьяков, Н.Боткин, М.Мазаракки и другие.

В Абрамцево, общаясь с детворой на этюдах и с учениками столярно-резчицкой мастерской, которую Поленова организовала вместе с женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной, художница задумала создать иллюстрации к русским народным сказкам. Поленова мечтала, по ее словам, передать в этих иллюстрациях «поэтический взгляд и воображение русского народного человека».

Начала Елена Поленова с сюжета сказки «Белая уточка» из сборника А.Н.Афанасьева, а затем вспомнила сказку «Война грибов» в пересказе, который она слышала от своей бабушки в раннем детстве.

Для других своих сказок Елена Поленова собирала живой фольклорный материал в дальних северных деревнях.
Сказка «Сынко–Филиппко», рассказывающая о мальчике, вырезанном отцом из чурбанчика и оживленном теплом и любовью матери, – один из самых ценных памятников русского фольклора, записанных и иллюстрированных Еленой Поленовой.
Поленова сохранила для нашего времени не только шедевры устного народного творчества, но и памятники народного прикладного искусства. Вместе с Мамонтовой они создали в Абрамцеве первый в России музей народного искусства. Сюда из своих поездок по северным, волжским и подмосковным деревням Поленова привозила резную мебель, посуду, вышивки, предметы домашнего быта крестьян: прялки, вальки, солонки, ковши, туески.
Последнее интересное дело, которое Елена Поленова задумала вместе с Московским товариществом молодых художников – это организация больших Народно-исторических выставок. По замыслу художницы молодые московские живописцы должны были создавать картины на темы русской истории для передвижных выставок по провинциальным городам и деревням России.

Преждевременная смерть Поленовой от последствий ушиба головы о камни мостовой во время уличной катастрофы прервала эти планы.

В память Елены Дмитриевны Поленовой, которая всецело отдавалась искусству и умела воодушевлять других, ее братьями была учреждена стипендия на художественно-образовательные путешествия молодым художникам.
После смерти художницы вышли в свет три книжки под названием «Русские народные сказки и прибаутки, пересказанные для детей и иллюстрированные Е.Д.Поленовой». Современники назвали их «чарующим документом о русских детях и о русской народной душе».

 

ЖАДНЫЙ МУЖИК

В одной деревне жили два мужика. Один был бедный, простой и добрый, другой – богатый, скупой и жадный. Неподалеку был пруд. Пошел туда бедный мужик ставить плот, чтобы бабе было где белье полоскать. Стал он плот рубить, выскочил у него топор из рук и бултых в воду. Место глубокое да еще тростником да всякою дрянью поросло.

Стал мужик думать, как горю помочь. Пошел домой, притащил ведро, начал воду из пруда черпать; думал он так: «всю воду вычерпаю, дно сухое останется, и топор на нем виден будет». Черпал он, черпал, а воды ни прибывает, ни убывает.
Вдруг из тростников выскочил шутик. «Что тебе», говорит, «дядя, нужно?» – «Да вот горе какое: топор в воду уронил, не знаю, как его добыть со дна». – «У! не тужи – я тебе его враз достану». Полез шутик опять в воду, тащит топор, да еще какой – настоящий золотой. «Что, дядя, твой топор?» – «Нет, не мой», мужик ему говорит. Упрыгнул шут в воду, тащит еще другой топор, да диковинный – цельного серебра, а топорище разводами да травами выделано, жемчугами да бирюзою выложено. «Твой, дядя?» – «Нет, не мой». Опять нырнул шут и вынырнул, несет третий топор – железный и топорище простое.

Положил на берег все три топора и говорит: «Который твой – тот и бери». Мужик свой топор признал: «Вот этот, говорит, мой – железный», – «Верно ты сказал, бери свой топор, да и эти два в придачу».

Вот разбогател с такого подарка бедный мужик, и соседи дивиться стали, с чего это он такой вдруг богатый стал.
Пришел к нему богатый мужик и стал выведывать, как он разбогател. А тот ему без утайки – возьми да расскажи. Захотелось богатому еще богаче сделаться. Взял, собрал он полный мешок денег медных, пошел к пруду, думает: «высыплю я их в пруд, а шут мне столько же золота и серебра подарит».
Встал он на плот, опрокинул мешок вверх дном, развязал, тряхнул, и посыпались его деньги в воду. Стоит, ждет, у самого сердце замирает: ну как наврал мне сосед, тогда все мои деньги пропали. Вдруг из тростников вынырнула шутова морда. – «Чего ты, дядя, шутишь?» – «Беда стряслась: ненароком деньги обронил». – «Сейчас», говорит, «достану». Прыгнул в воду, опять выпрыгнул, тащит деньги – обе пригоршни полны, да все золотыми. – «Твои ли деньги, дядя?» – Видит мужик, что не его, да уже очень к деньгам его потянуло. «Мои, мои, – давай скорее». – «Врешь, а чтобы тебе памятно было, что врать не годится, не видать тебе денег, как своих ушей, ни этих не получишь, ни тех, что из мешка высыпал». Сказал да и юркнул в воду.

Пошел жадный мужик домой с пустыми руками – только деньги свои зря потопил.

Русская народная сказка,
пересказанная Еленой Поленовой


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING