|
Судьбы Божии Венок памяти Ермаку Тимофеевичу
…Так 1 августа по старому стилю 7089 (1581г) казаки взяли городок Карачин. Ермак «получил там в добычу богатое сокровище, состоящие в золоте, серебре, жемчуге и дорогих камнях, также множество хлеба, скота и меду, так что оных припасов казакам на пищу весьма довольно было. В тоже время настал Успенский пост, который обычно 14 дней продолжается. А Ермак приказал по особливому своему обещанию оной постить 40 дней, чтоб чрез то от Господа Бога в будущих его предприятиях испросить щастия и благополучного успеха. Во время сего поста сидя он в городке Карачинском в покое, без всяких ни с той, ни с другой стороны воинских действий», «Кучум же, от великого ужаса, с басурманами по всем дорогам до Карачина караулы несводные поставил, чтоб никто из казаков ни птицею мимо них не пролетел, думая увидят твердость казаки возвратятся на Русь, боясь многой силы». Но в это время сами татары, «видившие на пути отъезжий казачий караул крылатых воинов боящеся их».
Кучум пытался навести животный страх на казаков, и в это время татарам и Кучуму снова было видение. «Где ныне град Тобольск и соборная церковь виделось образно во облаке светлом, и звуки и звоны и видение многое, и побитых кучумлян видели своих из огненного столпа, и сильно боялись русских воинов, первых предсказателей, их же сам казнил».
«…и перед приходом Ермаковым незадолго, видел поставленный караул на устье Тобола, снова по обычаю в полдень звери вышли от реки на остров. И сильно устремились драться, так, что тела их изорваны были сильнее перваго. И умертвил малый зверёк белого зверя и, видя умершим, побежал от него на стрелку в луг и не виден был».
А Ермак Тимофеевич, получив столько богатства, изобилие пищи и, зная уже, что сам Бог ему помогает, предается не гулянию и веселью, а молитве и посту. Ведь это тоже победа Духа над плотью. Все говорит о том, что Ермак духовное делание своего похода, поставил выше плотоугождения, молитву, пост и покаяние предпочел легкомыслию, безрассудству и наслаждению. Это уже не разбойник, а воин Христов, имеющий цель и осознание послушания Богу. И не он один, а «предобрая дружина» показала великую силу духа и непоколебимую веру. (Это может кому-то покажется просто, а это величайшее самоотречение, самого себя и не он один, а и «предобрая дружина». Попробуйте поститься, зная что у вас в холодильнике колбаска, тортик и т.д. Мелко конечно думаем. А там просто во всем великая сила Духа, непоколебимая вера, – авт.) Ведь о посте св. отцы говорят: «Очищенный постом смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к принятию Божественной благодати». «Страх Божий есть начало добродетели», – говорит св. Исаак Сирский. Преподобный Иоанн Кассиан: «Он (страх Божий) когда проникает в сердце человеческое, рождает в нем призрение ко всему вещественному, забвение родственников и принадлежит не себе не земным благам».
Увидев в пылу битвы св. Николая Чудотворца укрепляющего их, Знамя с Образом Спасителя идущие по воздуху впереди войска, самого Спасителя отводящего от них стрелы, казаки исполнились страха Божия, умиления и благодарности: «Сам Господь заступил к нам, недостойным». Мытарства, скорби и решимость идти вперед вознаграждены Божиим чудом и явлением св. Николая. Разве может человек до конца отобразить такую встречу?
Вот как описывается видение Господа Иисуса Христа старцу Силуану Афонскому в его житии: «В тот день во время вечерни, в Церкви св. Пророка Ильи, что на мельнице, на право от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа. Господь непостижимо явился ему молодому послушнику, и все существо и самое тело его исполнились огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь, низвел на землю своим пришествием (Лк.: 12, 49)... Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к себе всего человека»*. После того как казаки видели Господа и святых, они не стали святыми, потому что «несть Человек жив иже не согрешит». Но образ Божий запечатлелся в душе, укреплял изнутри. После такой встречи душа не могла думать о земном, но искала поста и молитвы, уединения, желая продлить эти встречи с Господом в своем сердце, побыть с Ним. Думается, такие встречи оставляют неизгладимый и глубокий след в Душе...
Насколько явил себя Господь казакам мы не знаем, но в жизнеописании св. Силуана Афонского есть такие слова: «Для человека видевшего свет безначального бытия, испытавшего полноту, радость и невыразимую сладость любви Божией, – в мире сем не остается уже ничего могущего его прельстить…». Это откровение помогает хотя бы отчасти понять тайну душевных переживаний Ермака Тимофеевича в г. Арачи.
Летописи и историки рисуют глыбу, могучего человека, на которого призрел Бог, и который пошел за Богом. В.М. Шукшин писал о Разине и плакал: «Такого человека сгубили, гады», – и, как великий человек, хотел показать его душу сильную. Но история говорит о том, что Степан Разин поставил свои духовные качества на службу злу, а Ермак – на службу благу, Богу. «Ермак, окончивший положенный сорокадневный пост, надеялся на свои к Богу заслуги (уповал на Бога), что он теперь смело против татар выступить может. Того ради сентября 14 дня 7090 (1581г) отправился опять на судах». «Ермаку же прибывающу в Карачинском городке во всегдашнем посте и с дружиною сентября до 40 дней 7090(1581) году и с Воздвиженьева дни пустишася по явлению на градь Кучумовъ» (К.л., с. 58).
«Атаман же Ермак и казаки пойдоша по Иртышу вверх и взяла городок Аттик мурзы, седоша в нем» (Е.л., с. 10). Здесь, на берегу Иртыша, происходит важное и удивительное событие – битва на чувашском мысу. Сила татар была настолько велика, что многие усомнились в победе. Перед особыми, тяжелыми испытаниями, мнения казаков всегда разделялись. Летописи говорят скупо об этом, но видно как одна часть казаков убеждает, как бы вдыхает силы в другую, исполняя заповедь Святого Писания: «Умоляем также Вас братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпимы ко всем». (2.Фес.: 5,14). «Мы сильные должны сносить немощи немошных и не себе угождать» (Рим.: 15,1). Так по-христиански, без буйства и упреков поступали казаки.
Н.М. Карамзин: «В сию ночь атаманы советовались с товарищами, что делать, – и голос слабых, раздался: «Мы удовлетворили мести, – сказали они. – Время идти назад. Всякая новая битва для нас опасна, ибо скоро некому будет побеждать». Но атаманы ответствовали … Нет братья нам путь только вперед! Уже и реки покрываются льдом: обратив тыл, замерзнем в глубоких снегах, а если и достигнем Руси, то с пеплом клетвопреступников, обещав смирить Кучума или великодушною смертию загладить вины наши пред государем. Мы долго жили худою славою, умрем же с доброю! Бог дает победу, кому хочет: нередко слабым мимо сильных, да светится имя Его. Дружина сказала: «Аминь» (ИГР, т.9, гл.5). «…и городок той вкруг облежала аки облак темный на городовом месте, идеже ныне церковь соборная. Тут видеша Ермак же и сущим с ним видение ее видели огненный столб, и град и звон до облак, и указующего перстом на место. И разумеша яко хощет Бог прославити место се именем своим святым и славным». «По сему увещеванию приняли все казаки единодушное намерение впредь о своем возвращении в Россию не думать, ниже ослабевать в храбрости, но по прежнему наступать на неприятеля везде храбро и в нужном случае умирать одному за другого». Вскоре решительная битва состоялась: «… октября 23 числа большая неприятельская сила, в верху на Чувашскому мысу и в низу онаго при засеке появилась, и тогда казаки с лозунгом «с нами Бог» из городка Аттика к нападению спешили. Царевич Маметкул, который татарами командовал в низу при реке, хотя и храбро защищался (10-15 тыс. чел. от 500-700 защищались! – авт.), а та партия которая вверху на Чувашском мысу была под предводительством самого хана, так же старались беспрестанным из лука стрелянием нижним подать вспоможение: однако все сие недовольно было, чтоб против казаков устоять и к отступу их принудить. Щастие служило казакам очевидно: и они одержали над неприятелем такую совершенную победу, что Кучум и царевич Маметкул, только с собственной безопасности имели попечение. Сколько казаков тогда было побито, о том в летописях ничего не объявляется. Только находится известие о том в синодике соборной церкви в Тобольске, где упоминается, что на сем бою 107 человек казаков побито, которым и поныне в первую неделю великого поста вечная память поется».
В первую неделю Великого поста Церковь прославляет Вселенское Торжество Православия, победу над всеми ересями и расколами. Именно в этот день возглашалась память погибшим казакам. Это великая честь! Имена казаков поминались в день прославления святых, установивших торжественные дни Православия, святого равноапостольного князя Константина и святой царицы Елены. Так чтили и прославляли наши предки память о казаках в истории, а мы то рот на полуслове закрываем (из-за того, что кто-то внушает нам ложный стыд за покорение Сибири, – авт.). Мы должны прославлять и гордиться и памятник поставить Ермаку. Освоение Сибири – Божие дарование, поэтому всегда Сибирь воспринималась как национальная гордость. Вспомним великие слова М.В. Ломоносова: «Россия будет прирастать Сибирью». Мы, нынешнее поколение, страдаем ужимками, стыдливостью и малодушием. Стыдно за нашу власть, духовно и исторически необразованную, присягнувшую золотому тельцу. Сибирь у нас забирают, китайцам землю отдаем, заселяем потребителями к ней инородцами, одобряем заграничные инвестиционные проекты. Стыдливо прислушиваемся к высказываниям политиков за кордоном (таких, например, как Олбрайт, – авт.): «несправедливо, что Россия одна владеет Сибирью». (Но ведь русским людям дал Бог эту землю)
Конечно, такое предательское отношение к своей земле до добра не доведет. Бог поругаем не бывает. Бог дал, Бог и взял. Только страшно оказаться недостойными такого дара и потерять родную землю.
|
|