Вера Кошелева
Константин МАКОВСКИЙ
Константин Маковский (1839-1915) принадлежит к знаменитой русской художественной династии. Его отец Егор Иванович Маковский был основателем знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец определил его учиться именно в это училище, где его преподавателями были М.И. Скотти, последователь К.П. Брюллова, и С.К. Зарянко, ученик А.Г. Венецианова. Случайно это произошло или нет, неоспоримо одно: такому крупному дарованию, как Константин удалось связать в одно целое национализм, реализм и блестящий брюлловский академизм, что вынужден был признать даже такой идейный противник художественной династии Маковских, как А.Н. Бенуа.
Как и младший брат Владимир Маковский, Константин успешно работал в бытовом жанре, особенно в ранний период творчества. Его картины «Селедочница», «Маленькие шарманщики», «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» - гордость русского национального реалистического искусства.
Однако, если Владимир Маковский остался верен раз и навсегда выбранному бытовому жанру, то Константин Маковский уже в ранней юности испытал свои силы и в других видах живописи. В 15 лет он написал великолепный портрет своего младшего брата Владимира, в 16 лет – отца, получив благословение от давнего друга семьи, знаменитого живописца В.А. Тропинина. А в 1862 году, продолжая совершенствовать свое мастерство в Петербургской Академии художеств в классе исторической живописи у К. Бруни и А. Маркова, 23-летний Константин Маковский получил малую золотую медаль за историческую картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова». С той поры историческая живопись стала его любимым жанром на многие годы.
После написания двух замечательных портретов императора Александра II в 1862-1863 гг., Константин Маковский стразу становится самым любимым портретистом русской аристократии, популярность его растет с невероятной скоростью, к нему записывались в очередь, чтобы позировать для портретов. Его называют «баловнем судьбы», он становится баснословно богат. Другому бы это вскружило голову, позволило бы почивать на лаврах, но только не художнику из династии Маковских.
В 1870 году вместе с младшим братом Владимиром и средним Николаем Маковским, который окончил Дворцовое архитектурное училище, Константин Маковский участвует в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Константин не только член-учредитель Товарищества и разработчик его устава, но и щедрый меценат, вкладывающий в Товарищество свои личные средства.
Четверо художников из второго поколения династии Маковских ( в том числе сестра Александра Маковская) создали за время своего творчества более одной тысячи живописных полотен, в которых запечатлели русские типы и национальный дух не только XIX и начала XX века, но и предыдущих столетий.
Если с картин Владимира Маковского перед нами воочию предстает мир герое Ивана Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова, Максима Горького, то Константин Маковский живописует исторические события и боярский быт Руси XVII века, которые воскрешают драмы Льва Мея «Псковитянка» и «Царская невеста», драматическая трилогия и роман А. Толстого «Князь Серебряный». В 80-90-е гг. К. Маковский не только выполняет многочисленные великосветские заказы, но и создает настоящую галерею великолепных портретов наших выдающихся соотечественников: поэтов Вяземского и Некрасова, драматурга Островского, писателей Григоровича и Тургенева, композиторов Даргомыжского, Глинки, Кюи, художника Айвазовского, путешественника Миклухо-Маклая, историка Костомарова, актрисы Савиной и других.
В это же время художник увлеченно и плодотворно работает над такими историческими полотнами как «Боярский свадебный пир XVII столетия», «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Под венец», «Русская свадьба», «Поцелуйный обряд», «Хмелем обсыпают», в которых переносит зрителей «в быт наших предков не в темном, а в отрадном его проявлении», красочном, торжественном, радостном, светлом.
В этих картинах с наибольшей полнотой проявились декоративные и колористические свойства его таланта, способность подбирать цвета во всем блеске и богатстве оттенков, умение воспроизводить затейливые старинные наряды, предметы быта и украшения.
Чтобы проникнуть в особенности быта XVII столетия и вызвать ощущение исторической подлинности, Константин Маковский не только перечитывал исторические книги и посещал музеи – он превратил свою собственную мастерскую в собрание редких, антикварных предметов.
Если коллекция картин, которую собрал его отец насчитывала более трех тысяч картин и гравюр, то Константин собрал более 1100 предметов русской старины. В нее входили сарафаны, кафтаны, душегрейки, кокошники, разубранные русским жемчужным плетением, ювелирные изделия с алмазами, опахала, чарки, блюдца, подносы, хрусталь и фарфор, подсвечники и ларцы, старинные кружева и материи. И все это богатство играло и светилось на его исторических полотнах.
В 1885 году на Всемирной выставке в Антверпене за картину «Боярский свадебный пир XVII столетия» Константин получил высшую почетную награду. А в 1889 году на Всемирной выставке в Париже за картину «Смерть Иоанна Грозного» он был награжден золотой медалью высшего класса.
Вершиной исторической живописи Маковского стало масштабное историческое полотно «Козьма Минин на площади в Нижнем Новгороде призывает сограждан к пожертвованиям». Эту огромную картину, занимавшую площадь 42 квадратных метра, художник писал пять лет и впервые показал на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
В центре картины – высокая фигура Козьмы Минина, призывающая народ пожертвовать средства на ополчение. К нему по крутому склону горы, который обрамлен величественными башнями Нижегородского кремля, деревянной церковью и берегом Волги, со всех сторон стекается огромная масса народа, охваченная единым патриотическим порывом: спасти Русь от иноземных захватчиков. Используя свою большую антикварную коллекцию, Маковский сумел мастерски, с глубоким знанием этнографических особенностей русского быта XVII века прорисовать огромное количество старинных предметов. Бархатные кафтаны, драгоценности, шкатулки, подсвечники, кубки, которые так любил изображать художник, гармонично вписываются и в общую композицию, и в глубинный смысл картины: это щедрые приношения патриотов-нижегородцев.
Многочисленные предложения продать картину за рубеж Константин Маковский категорически отверг. Твердо решив оставить картину на родине, он преподнес ее в дар Нижнему Новгороду – родине ополчения. И сегодня эта картина является гордостью славного города на Волге.
|