|
Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ
«НАУКИ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ...»
Ясным утром 26 июля 1753 года к десяти часам утра к зданию Академии наук степенно подходили и подъезжали профессора и адъюнкты для участия в очередном заседании Академического собрания. Неторопливой походкой подошел и профессор химии Михайло Васильевич Ломоносов.
Во время ходьбы опирался он на толстую трость — в последние годы стали болеть ноги. Войдя в зал заседаний, Михайло Васильевич раскланялся с другими участниками Академического собрания, но не прошел к своему обычному месту, а сел рядом с профессором Георгом Вильгельмом Рихманом. С недавних пор Ломоносов и Рихман проводили совместные опыты по изучению атмосферного электричества — пытались понять, что такое гром и молния.
— Ну, Георг Вильгельмыч, и славную же ты «громовую машину» изобрел! — сказал Ломоносов. — Я вон в последний раз опыт ставил, молнию с громом улавливая, так искры сыпались беспрерывно и с таким треском!
— Как же так, Михайло Васильевич? Вы же у меня проволоку забыли, которой искру вызывать нужно? — удивленно спросил Рихман.
— А у меня топор под рукой оказался! Я и подумал: он же тоже железный, значит, искру вызывать будет. Э-э, профессор ты мой дорогой, голь на выдумки хитра! — Ломоносов радостно рассмеялся.
Потом задумался и добавил:
— А ведь с немалою опасностию связаны наши наблюдения над воздушным электричеством. Вот будем осенью докладывать на Академическом собрании, надо сказать об этом обязательно.
Рихман улыбнулся в ответ:
— Да мы же с вами и так это знаем. Не вы ли Михайло Васильевич, в одной из своих поэм написали: «Ужасный будет ли безбеден грома глас?»
Но нам ли, ученым, природы бояться?
Академическое собрание тем временем шло своим чередом: доклады, сообщения, обсуждения. Ближе к полудню Рихман вдруг стал дергать Ломоносова за рукав камзола:
— Глядите-ка, Михайло Васильевич! Гроза какая бурная надвигается. Не иначе, через час-другой засверкает над Петербургом молния и гром загремит!
Ломоносов посмотрел в окно.
— Господи! Что ж мы сидим здесь, Георг Вильгельмыч, штаны протираем? Надо же опыты скорее ставить!
И оба профессора отпросились с заседания. Договорились, что каждый в своем доме проводит опыты с «громовой машиной», а потом сверяют результаты...
Профессорское звание Ломоносову было присвоено летом 1745 года. И вообще, в то лето состоялось небывалое еще в истории Петербургской Академии наук событие — в Академическое собрание были введены сразу же три «природных россиянина».
Это были: только что вернувшийся из Камчатской экспедиции адъюнкт натуральной истории Степан Петрович Крашенинников; поэт, профессор элоквенции (красноречия) Василий Андреевич Тредиаковский и профессор химии Михайло Васильевич Ломоносов.
Как ни противились Шумахер и подручные его, а все же не удалось им помешать этому. Впрочем, здесь академическое начальство постаралось угодить властителям страны — правительство императрицы Елизаветы Петровны, подчеркивая приверженность наследию Петра I, требовало от Академии результатов по обучению русских ученых.
Наконец-то Михайло Васильевич достиг цели — его научные заслуги перед Отечеством получили публичное признание! И еще радостнее на душе у него было оттого, что Академия наук начала пополняться русскими учеными. Встает, встает на ноги русская наука!
Перед Ломоносовым теперь открывалось огромное поле деятельности. Господи, сколько нужно было сделать!
Профессор химии, он возобновляет свои усилия по созданию Химической лаборатории. Хотя и долго дело тянулось, но в конце 1748 года Химическая лаборатория была построена.
И так увлекся Михайло Васильевич новым начинанием, что нередко сутками не выходил из лаборатории. Потому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи.
Столь упорные занятия вскоре принесли плоды. В течение недолгого времени Михайло Васильевич сделал несколько интереснейших научных открытий. А самое важное из них — открытие закона сохранения материи и движения. Ведь это он впервые в мире в июле 1748 года написал: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-нибудь нечто прибавилось, то это отнимается у другого... Это всеобщий закон природы...»
Когда научные сочинения русского ученого узнали в Европе, Ломоносов сразу же стал пользоваться огромным авторитетом среди ученых всего света.
Однако Михайле Васильевичу интересна не только наука. В Химической лаборатории он начинает опыты по изготовлению цветного стекла. И снова успех! Ему удалось создать рубиновое стекло, окрашенное золотом. А ведь до Ломоносова «золотые рубины» умели делать только древние ассирийцы. Но ведь их рецепты были утеряны.
И опять неуемная натура Михайлы Васильевича требует нового дела. В начале 50-х годов XVIII века он получает разрешение на строительство фабрики цветных стекол и создает художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. И становится первым в России автором многих мозаик! Осенью 1752 года Ломоносов преподнес императрице Елизавете Петровне изготовленный им мозаичный образ Божией Матери. Пять с половиной месяцев трудился он над произведением.
Собственных научных успехов мало Ломоносову! Потому много сил отдает он обучению будущих русских ученых. Он настаивает на том, чтобы в Академию наук вновь стали принимать русских студентов. А затем привлекает их к собственным исследованиям, переводит для них сочинения европейских ученых, сам пишет учебные пособия по химии, физике, математике, горному делу, минералогии.
Кроме того, читает лекции. 20 июня 1746 года в аудитории Физического кабинета Академии наук Ломоносов прочитал первую лекцию на русском языке — раньше-то все лекции читались исключительно на латыни. Ломоносов же был уверен: русская наука должна говорить на родном языке.
...Михайло Васильевич спешил домой, чтобы успеть до начала грозы подготовить свою «громовую машину». Войдя в дом, сразу же поднялся в свой кабинет. Выставив «громовую машину» в окно, он стал в ожидании посматривать на небо.
— Михель! Кушанье простынет! Уже час дня, пора обедать! — раздался голос Елизаветы Андреевны.
Ломоносов не ответил, продолжая наблюдать за машиной. Но она не подавала и признаков искры. Михайло Васильевич уже стал терять терпение. Но только жена вошла в кабинет поторопить его, как вдруг «громовая машина» заработала — искры посыпались из нее одна за другой.
Ломоносов аж подпрыгнул от радости:
— Лизонька! Да ты погляди! Искры-то какие! И ведь все разных цветов!
Елизавета Андреевна опасливо взглянула через плечо мужа на предмет его восторга.
— Гляди, гляди! Вот подтвердишь Георгу Вильгельмычу, что искры эти разных цветов, а то он со мной спорил! А тут прямо радуга! Не бойся, Лизонька, сама-то потрогай!
Елизавета Андреевна все так же опасливо дотронулась до машины и тут же отдернула руку.
— Не так! — возбужденно шумел Ломоносов. — Надо как следует взяться!
Он поднес руку к проволоке, с помощью которой вызывал искру из «громовой машины». Внезапно грянул чрезвычайной силы гром и искры затрещали с небывалой силой. Елизавета Андреевна отбежала от мужа в страхе.
Скоро и Ломоносов спустился в столовую.
— Науки юношей питают! — продекламировал он собственные стихи, садясь за стол. И в шутку добавил:— А ты, Лизонька, от науки меня отрываешь.
В эти же годы в пору расцвета вступило поэтическое творчество Ломоносова. И в каждом своем стихотворении Ломоносов старается обосновать, доказать две главные для него идеи: величие своего Отечества и необходимость научного знания.
Осенью 1747 года исполнилось шесть лет со дня восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Михайло Васильевич посвятил этому событию оду. Казалось бы, ода, которая преподносилась императрице от имени Академии наук, должна была быть посвящена только одному — воспеванию мудрости и талантов русской царицы.
Однако Ломоносов создает сочинение, в котором слагает песнь прежде всего во славу Отечества. И тем самым напоминает Елизавете Петровне: какая это для нее ответственность — стоять во главе Российского государства.
А для того чтобы достойно управлять государством, императрица, по убеждению Ломоносова, должна развивать русскую науку. Ибо только наука поможет открыть все богатства русской земли.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебя благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Ломоносов обращается и ко всем русским людям, призывает их встать под знамена русской науки и принести как можно больше пользы Отечеству:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Михайло Васильевич становится одним из самых любимых поэтов в России. А с выходом собрания его произведений в стихах и прозе известность и народная любовь только упрочились.
Занятия стихами побудили Ломоносова заинтересоваться самим русским языком. Ведь до него в России не было никаких твердо установленных правил. Поэтому в 1747 он написал книгу «Краткое руководство к красноречию», которую чаще всего называли просто «Риторика». И в этой книге он провел настоящую реформу русского языка.
Успехи Ломоносова были замечены — в 1751 году ему, поморскому крестьянину, было пожаловано дворянское достоинство.
Однако путь познания, путь служения Отечеству бывает не только сладок, но и тяжел, и горек.
...Михайло Васильевич уже вооружился ложкой, чтобы приступить к трапезе, как вдруг распахнулась дверь и в комнату вбежал слуга Рихмана.
— Профессора громом зашибло, — только и смог прошептать он и залился горестными слезами.
Ломоносов вскочил из-за стола и пулей выскочил из дома. В доме Рихмана он застал страшную картину: на полу лежал бездыханный Георг Вильгельмович, а вокруг тела в оцепенении стояли его родственники. У Ломоносова даже сердце зашлось от горя. Но он попытался помочь своему другу. Для начала нужно было понять, что же произошло.
Вид тела Рихмана был ужасен: на лбу красно-вишневое пятно, нога синяя, башмак на ней разодран. Ломоносов сразу же сообразил, что Рихман получил удар электрического разряда в лоб, скорее всего, от металлической линейки, присоединенной к «громовой машине». А дальше электрический разряд прошел через все тело Рихмана и ушел в пол, разодрав башмак.
Осматривая тело Георга Вильгельмовича, Ломоносов вдруг обнаружил, что оно еще теплое. И тут же закричал всем стоящим:
— Что стоите! Помогите мне! Нужно быстро сделать растирание и возобновить движение крови!
И сам бросился первым. Но сколько он ни старался, как ни прикладывал всю свою немалую силу к тому, чтобы привести Рихмана в чувство, — ничего не получалось. Видимо, удар был настолько силен, что Рихман погиб в одно мгновение.
Ломоносов разогнулся, тяжело поднялся с колен и отошел от лежащего на полу Рихмана. Он больше не мог сдерживать слез и, чтобы никто их не видел, вышел на улицу.
Там он стоял, задрав голову вверх, чтобы слезы не текли по щекам. Сжимая в бессильном гневе кулаки и как будто бы обращаясь в небеса, он шептал сам себе:
— Господи, какая прекрасная смерть — умереть, исполняя по профессии свою должность! Эх, Георг Вильгельмыч, Георг Вильгельмыч... Даже смертью своей послужил ты науке, доказал всему миру, что отвратить электрическую громовую силу можно. Надо только шест с железом, в которое гром бьет, ставить на пустое место, чтоб человека не зашибло...
По странному стечению обстоятельств в тот же день, 26 июля 1753 года, знаменитый, но уже стареющий немецкий ученый Христиан Вольф, учитель Ломоносова, написал письмо своему русскому ученику: «С великим удовольствием я увидел, что Вы... себя ученому свету показали, чем Вы великую честь принесли Вашему народу. Я желаю, чтобы Вашему примеру многие последовали».
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ М.В. ЛОМОНОСОВЫМ
ФИЗИКА
— Учение о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул.
Атомы — мельчайшие частицы — в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных сочетаний корпускул возникают все другие вещества.
В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.
— Закон сохранения материи и движения.
Этот закон вошел в историю под названием «закон сохранении массы».
— Изобретение «ночезрительной трубы», предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.
— Теория образования цвета путем соединения разных корпускул.
Позднее эта теория была опровергнута.
АСТРОНОМИЯ
— Открытие атмосферы на Венере. В конце XVIII века это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.
— Теория самосвечения комет и полярных сияний.
ХИМИЯ
— Разработка принципов новой науки — «физической химии».
ГЕОЛОГИЯ И МИНЕРАЛОГИЯ
— Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня».
— Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.
ГЕОГРАФИЯ
— Разработка принципов новой науки — «экономической географии».
— Доказательство возможности Северного морского пути в Индию.
ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫКОЗНАНИЕ
— Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.
— Разработка новых стихотворных размеров.
— Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
— Создание русского мозаичного искусства.
|
|