АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 


Геннадий МОКЕЕВ

НЕБЕСНЫЕ ХРАМЫ СВЯТОЙ РУСИ

В XI-XII веках рыцари западной Европы предприняли несколько крестовых походов на Ближний Восток для освобождения от сельджуков Гроба Господня в Иерусалиме. Тогда от мусульман к христианам на время переходила Палестина. Христиане-паломники, молившиеся в Иерусалиме, называли ее «Святой Землей». Очевидно поэтому в самой Западной Европе не появилось святой Франции, святой Англии, Испании...
А вот в Восточной Европе появилась «Святая Русь». Ее землю русские люди называли «святорусской», да и защищали ее от врагов «святорусские богатыри». Получалось по пословице: «гречневая каша сама себя расхваливает». Почему же и когда возникло название «Святая Русь»?

Русь исстари была отделена от Византии и Палестины кочевыми ордами Причерноморской степи: уграми, печенегами, половцами. Будучи изолированной от Святой Земли Палестины, она могла молиться не земному Иерусалиму, а Иерусалиму Небесному, непосредственно «Самому Христу Царю Небесному». А коль скоро молились в церквах Апостольских, которыми была обставлена Святорусская земля, есть смысл присмотреться к этим церквам, стоявшим по городам, монастырям, селам. Ведь после крещения Руси в 988 году только в домонгольский период в ней появилось около 200 каменных храмов, не говоря уже о бессчетных деревянных.
«Якоже Горний Иерусалим». Еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский указывал: «Церковь соборная... имеет же образ и подобие Вышнего Иерусалима». Тот же образец указывал на рубеже V-VI веков св. Андрей Кесарийский. К X веку греки и выработали форму храма, символизировавшую Небесный Град. Это был кубический крестово-купольный храм с закомарами, пилястрами-полуколоннами по фасадам, с куполом-полусферой на высоком цилиндре-барабане.
В самой Византии такой храм только еще появился, как потребовался для новокрещенной Руси. Первые несколько «образцово-показательных» крупных соборов возвели греческие зодчие, затем храмы, по подобию с византийскими, стали строить уже русские мастера. Каков же был небесный образец и как его отображал крестово-купольный храм?

Вышний Град Иерусалим описан в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Град представляет собой квадратную в плане стену с 12 воротами: по трое ворот на четыре страны света. Стены были высокими и Град мог выглядеть кубом (Апок. 21:12,13,16). Иоанн видел, как Град нисходил с неба от Бога и имел над собой славу Божию. А Престол Господень в сиянии славы Божией видел еще раньше Иезекииль (Иез.. I:26, 28).


12 закомар крестово-купольного храма символизировали 12 врат Небесного Града, а высокий верх-престол поднял над храмом Лобное место с крестом - символом Христа (лоб, Голгофу). Стены Града были как бы собраны в пучковые пилястры (Смоленские храмы) или же не показывались совсем. В закомарах мог видеться Рай с невиданными растениями, зверьем (Дмитриевский собор во Владимире), как на экране телевизора (Рай – как бы внутренность храма). Но обычно снаружи русские крестово-купольные храмы были украшены довольно скромно.


В этой скромности была своя правда, свое достоинство. Еще в 1091 году св. Бернгард Клервонский писал о католических храмах Европы: "Не буду касаться бесконечной высоты церквей, неумеренной длины, излишней ширины, роскошной отделки, интересной разрисовки, - все это притягивал к себе глаза молящихся, ослабляет их чувства и напоминает мне чин древних евреев". В размерах русских православных храмов, в их декоративном украшении соблюдались необходимая мера, золотая середина.


В интерьерах храмы расписывались фресками, украшались иконами, образно представляя Священнее писание, рассказывая наглядно об истории Церкви. Наиболее богатым в храмах стал появившийся в XV веке иконостас, уже в XVI веке поднявшийся до 6-7 ярусов.


Образы Святой Руси. Русский кубический крестово-купольный храм с высоким верхом-главой и закомарами был четким символом Небесного Града и об этом знали все молящиеся в церкви, особенно участвовавшие в крестных ходах вокруг храма. «Исхождением из храма крестный ход изображал изгнание человечества из Рая. По ходу церковь Ветхого Завета преобразовывалась в Церковь Нового Завета, а возвращение в храм означало пришествие Церкви в Небесный Град, преображение Церкви в Церковь Святых на Страшном Суде» (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя).


Если же напомнить, что крестные ходы совершались не только вокруг храмов, но вокруг городских стен, монастырей, между городами, монастырями, селами, то образы Святой Руси становятся более явственными. Они становятся глубоко чувственными, усиливаясь колокольными звонами, которые не только сопровождали крестные ходы, звучали по праздникам, но ежедневно «плыли» над полями Руси-России утром в обед и вечером.


А еще храм символически называли «телом Христовым» (Рим.12:5; 2:12; Еф. 1:23; 4:12,15,16). И русские люди действительно воспринимали его антропоморфно. Части храма назывались: лоб, глава, шея, плечи, тело, пояс, подножие. Имея ярко выраженную вертикальную ось и почти одинаковые фасады на четыре стороны, русский храм как могучий человечище, как каменный Богочеловек возвышался над всей "толпой" сгрудившейся вокруг него городской, монастырской, сельской застройки, - на фоне голубого, облачного или закатно-красного неба.


Позднее на русских храмах стали все более золотить купола. А поскольку Небесный Град был Золотым, то все древнерусские города и монастыри старались быть символами Золотого Небесного Града. Вместе с тем русские люди молились «Самому Христу Царю Небесному». Все это и наполняло священным содержанием понятие «Святой Руси».

Форма - Содержание

ВЕРХ, "ЧТО ПРЕВЫШЕ НЕБЕС"

Голубь - Символ Святого Духа
Крест - Символ Христа
Цата (вверх/вниз) - Знак высшего достоинства, здесь - Царя Царей (Небесного/Земного)
Шар-зерцало (позднее) - Держава над Небесным и Земным царствами (поруч. Михаилу Архангелу)
Лоб, "лемех" (позднее) - Лобное место (от лба-черепа Адама), множество Небесных сил
Кольца, треугольник - «Чины небесных сил»
"Барабан" - Престол из Небесных сил (дориносимые чины)
Окна - Божественный свет Христов, также через Богородицу, Апостолов
"Трибун", позднее увеличен арками "Подпрестолье" - Небесные силы (многоочитые херувимы, кольца)


Стены храма в целом Тело Христово.

ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ СТЕН - НЕБО

Арки-закомары - Врата-преддверия Небесного Града.
Прясла стен - Картины видимого внутри Рая.
Образы Давида, Соломона, Геракла - Души праведных, попавшие в Небесное Царство.
Растения, птицы, звери - Райские кущи, диковинная растительность, живность
Окна - Свет Христов через Апостолов

НИЖНЯЯ ЧАСТЬ СТЕН – ЗЕМЛЯ

Аркатура со святыми - Земные ангелы в преддверии Рая
Стены, нижняя часть - Христианские народы, притекающие с четырех сторон света и образующие церковь-храм
Царские Святые двери - Путь Христов


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING