Геннадий МОКЕЕВ
МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ СВЯТОЙ РУСИ
«Глава» русского православного храма представляет собой высокий вспученный купол в виде огня-пламени, острие которого увенчано крестом - символом Христа. Глава поднята на высокой «шее» (цилиндре, «барабане») либо со световыми окнами, либо без окон (глухая шейка). Многие храмы имеют по несколько глав, а храмы, имеющие более 5 глав, условно называют «многоглавыми». Храмовое многоглавие возникало двумя способами: или задумывалось сразу, или появлялось позднее с увеличением числа глав.
Многовершие. Следует однако заметить, что «глава» на русском храме появилась лишь с XV века. Раньше со времени крещения Руси в 988 году на ее месте существовал просто «верх» - крест с каким-нибудь подножием. На деревянном храме крест стоял на коньке крыши, либо венчал шатер; на каменном храме крест вздымался на куполе-своде, символизировавшем холм Голгофу (по-русски, - Лобное место, "лоб"). Множество таких верхов образовывало «храмовое многовершие».
Легенды рассказывают, что «родилось» оно на самом первом деревянном храме во имя св. Софии, построенном еще в 952 году в Киеве великой княгиней Ольгой (Иоакимовская летопись, Апостол 1307 г.). На храме было 70 верхов, 70 крестов. Часть их возможно венчала храмовые крыши (коньки, шатры), некоторые кресты могли быть накладными или даже нарисованными на стенах (обереги).
В древности считалось, что 70 верхов имела церковь Воскресения Христова в Иерусалиме. Святая Ольга избрала, надо полагать, этот высший образец для своего храма. В свою очередь полагали, что верхи Иерусалимской церкви символизировали 70 Апостолов Иисуса Христа. То же мыслилось очевидно и для деревянной Софии - ведь именно Апостолы распространяли «Божию премудрость» по Белу Свету («София» - мудрость по-гречески).
Святая Ольга стала легендарной «начальницей» своеобразного явления - храмового многовершия-многоглавия на Руси, какового не было в Греции, Болгарии, Сербии, Сирии, Армении, Грузии. Явление это не получило распространения и в Западной Европе.
Начинание Ольги было подхвачено затем ее потомками-князьями Владимиром Крестителем, Ярославом Мудрым, видевшими деревянную Софию, молившимися в ней. С X века многоверхие храмы распространились от Киева в другие города: каменная Десятинная церковь 996 г. имела 25 верхов, каменные храмы св. Софии середины XI века в Киеве – 13 верхов, в Полоцке - 7, Новгороде - 6 (вместо сгоревшей деревянной «о 13 версех»).
Поскольку за каждым «верхом» мыслился Христос, а во всех небожителях и христианах пребывал Святой Дух, то на Руси появился символический числовой ряд верхов наших русских православных храмов: 1 верх - Христос, 2 верха - Бог-Отец и Бог-Сын, 3 - Святая Божественная Троица, 5 - Христос и 4 Евангелиста, 13 - Христос и 12 Апостолов, 25 - Христос и 24 небесных Старца-Судьи, 70 - 70 Апостолов (здесь - сам храм «тело Христово»).
Храмовое многоглавие. Голгофа (Лобное место, лоб) над храмом символизировала «главу» Адама-первочеловека. Позднее символ уточнился, а затем видоизменился. «Верх церковный есть глава Господня, главу бо церковную держит Христос, шею - Апостолы, пазухи – Евангелисты» - записана в древнейшей Кормчей книге рекомендация для художников-стенописцев. И вот начиная с XIII века «верх» наших храмов стал изменяться. Во время татаро-монгольского ига он принял форму «шелома» (символа "веры и спасения"), отчего русские города и монастыри обрели «воинственный» облик. А с конца XV века, когда Русь освободилась от ига, «верх» получил форму огневидной главы-купола, символизировавшей уже не Голгофу или шелом, а огненные небесные силы во главе с Христом (огненный Престол Господень).
С середины XVI века на Москве появились многоглавые храмы: св. Спаса Преображений в загородном государевом дворце Острове - 15 глав (2 главы на приделах), св. Иоанна Предтечи в селе Дьякове - 15 глав (2 - возле звонницы), Святой Троицы на Рву (Покрова на Рву, храм Василия Блаженного) в центре Москвы - 25 глав, Благовещения Богородицы на Государевом дворце в Кремле - 9 глав... Отличие московских храмов от всех предыдущих состояло в том, что наряду с верхами-главами световыми (окна в шеях-барабанах), на храмах появились главки "глухие" - чисто символические. Огневидные главы постепенно вытеснили верха-Голгофы и шеломы на всех древнейших храмах.
Начиная с середины XVI века и до XVIII в. включительно многоглавые храмы появились не только в Москве, но и на окраинах Русской земли. Гигантским ожерельем они окружили, опоясали Святую Русь, вздымая множество глав в Новомосковске, Старсчеркасске, Киеве, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Коле, Кижах, Вытегре, Петрозаводске, Шуе, Турчасове, Онеге, Пинеге, Кашине, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Красноярске... Главы обычно красились в зеленый, голубой, желтый цвета, а главы некоторых каменных храмов - золотились, венчая города монастыри. Все они равнялись на высший в христианстве символ - Золотой Небесный Град, созданный Иисусом Христом в Небесном Царстве.
Многоглавые храмы стали красой и гордостью Русской земли, нашего национального зодчества, - настоящими символами Русской православно-христианской цивилизации.
|