|
Художник, воин, путешественник Василий ВЕРЕЩАГИН
Ф.И. Булгаков 1890 г.
Верещагин Василий Васильевич—художник-путешественник, изобразитель ужасов войны, иллюстратор-этнограф, писатель и боевой герой, родился в селе Любец, Череповецкого уезда Новгородской губернии 14 октября 1812 г., воспитывался в морском кадетском корпусе с 1853 по 1860 г., начал рисовать с детства и в бытность в корпусе занимался рисованием, а с 1858 г. в течение двух лет посещал петербургскую рисовальную школу. По окончании кадетского корпуса, пробыв с месяц на службе, он поступил в Академию Художеств в ученики профессору А.Т. Маркову и академику А.Е. Бейдеману. В Академии он числился с 1861 по 1865 г. В 1862 г. он получил малую серебряную медаль за эскиз «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу от Совета Академии за композиции и в том же году уехал в отпуск на неопределенное время, проведя за границей и в путешествии годы 1863, 1864 и часть 1865 г. Сперва он отправился в Париж, где учился в Школе искусств и работал под руководством известного французского художника Жерома, делал этюды в Пиринеях и затем уехал на Кавказ. В Тифлисе он преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Результатом поездки на Кавказ были его рисунки различных типов и сцен, впоследствии напечатанные в «Le Tour du Monde» 1868 г. и перепечатанные во «Всемирном Путешественнике» 1870 г.
Два из этих рисунков была на академической выставке 1867 г. В 1864 г. В.В. Верещагин путешествовал по Дунаю, с 1864 па 1865 г. находился на Кавказе, в 1865 г. приезжал в Петербург и по его просьбе Академия 2-го ноября 1865 г. выдала «ему свидетельство в том, что он «во внимание к хорошим познаниям его в живописи награжден в общем собрании Академии 2-го сентября 1862 г. серебряною медалью 2-го достоинства и что в продолжение 1863-65 гг. он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественною целью». С 1865 на 1866 г. он снова работал в Париже и там в Салоне 1866 г. впервые выставил одну из своих картин. Проведя лето 1866 г. на этюдах в Новгородской губернии, где, между прочим, писал этюды бурлаков, он в 1867 г. отправился в Туркестан. Там он состоял при туркестанском генерал-губернаторе Кауфмане и в 1868 г. отличился в боевомъ деле, отразив нападение неприятелей на Самарканд, за что получил орден Св. Георгия. Летом 1868 г. он снова отправился в Париж и пробыл там часть 1869 г. Весною в том же году в Петербурге на Туркестанской выставке, устроенной министерством государственных имуществ, помещены были этюды В.В. Верещагина и три картины его «После удачи», «После неудачи» и «Опиумоеды», а также фотография с уничтоженной им самим картины «Бача со своими поклонниками». Эти картины с другими рисунками его были воспроизведены «Le Tour du Monde» 1873 г. при нескольких главах из его описания путешествия по Средней Азии. С 1870 по 1873 г. Верещагин работал в Мюнхене над картинами из Туркестанской войны и туркестанского быты в мастерской, завещанной ему Горшельтом. Из Мюнхена наш художник отправился в Лондон и там в 1873 г. выставил в Хрустальном дворце всю коллекции своих туркестанских картин. Вся эта коллекция, пополненная новыми картинами, с массой эскизов и рисунков, весною 1874 г. была выставлена бесплатно в Петербурге в залах министерства внутренних дел.
Тогда же Верещагин, в виду шумных толков, возбужденных выставкой и обвинявших художника в преднамеренной тенденциозности, снял с выставки и уничтожил три картины этой коллекции: «Окружили - преследуют», «Забытый» и «Вошли!» (На выставке экспонировалась 121 картина). Кроме картин на той же выставив находились 122 рисунка из туркестанской войны, туркестанского быта и природы. Вся эта коллекция была приобретена П.М. Третьяковым. Тогда же художнику была оказана особенная честь со стороны Академии Художеств. Совет Академии 30 апреля 1874 г. за известность и особые труды на художественном поприще возвел В.В. Верещагина в звание профессора живописи, о чем и уведомил его официально. Верещагин в то время находился уже в Индии, куда уехал в марте 1874 г. В ответ на оказанную Академией честь художник напечатал в № 25 «Голоса» 11 сентября того же года следующее письмо из Бомбея: «Известясь о том, что Императорская Академия Художеств произвела меня в профессоры, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В виду такого заявления Совет Академии определил исключить Верещагина из списка членов Академии. В Индии В.В. Верещагин пробыл до весны 1876 г., а затем поселился в Париже, где принялся за работу своих картин по этюдам, исполненных в Индии. Вскоре, однако, русско-турецкая война отвлекла художника от этих работ. В 1877 г., он отправился на Дунай, находился там при Скобелеве и Гурко, получил рану во время пребывания на миноноске; лейтенанта Скрыдлова, пролежал два месяца в Бухарестском госпитале и потом присутствовал при плевненской битве, а во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба при генерале Струкове. Осенью 1877 г. он объездил все главные места больших и малых битв в Болгарии и сделал множество этюдов. Вернувшись в Париж, он в 1878-1879 гг. написал галерею картин из болгарской войны и в следующем году (1879-1880 г.) с некоторыми индийскими картинами, выставлял их в Лондоне, Париже и Петербурге. Эта русская коллекция картин путешествовала потом в течение 1881-1883 гг. по Европе, показывалась в Вене, Париже, Берлине, Дрездене, Гамбурге, Брюсселе, Пеште. В 1883 г. она, вместе с индийскими картинами и богатой этнографической коллекцией художника, появилась, наконец, в Москве, (весною) и в Петербурге (осенью). Тут были произведения всех родов живописи, картины боевой жизни и сцены ужасов войны, характернейшие типы, роскошные восточные пейзажи, залитые солнцем. Были представлены 32 картины «Индийской серии» и 13 «Болгарской».
Побывав еще раз в Индии, Верещагин в 1884 г. отправился в Палестину и Сирию и результатом этих | художественных путешествий была новая серия картин из Индии, в том числе «Триумфальный въезд индийского вице-короля» и «Индийская казнь», и палестинских картин, выставленная в 1885 г. в Вене, где его палестинские жанры, написанные на сюжеты из Поваго Завета по толкованию Ренана в его книге «Жизнь Иисуса», вызвали протесты католиков и шумную полемику в местной печати. В 1886 г. эта коллекция, в числе 82 картин, была перевезена в Берлин, где показывалась у Короля вместе со многими рисунками Верещагина, в 1887 г. - I Лейпциг и, наконец, в 1888 г. художник познакомил американцев со своими произведениями. Выставка его в Ныо-Йорке создала не менее обширную литературу в американской печати, как и везде в Европе, где только что побывали картины В.В. Верещагина, не говоря уже о русской печати, в которой имеется бесчисленное множество статей и пространных этюдов о Верещагине. Было бы удивительно, если бы дело стояло иначе. Верещагин, решительный сторонник натурализма в искусстве, берет сюжеты только из живой действительности, и такой действительности, которая занимает всех и каждого, трактует эти сюжеты сообразно с той правдой, какая представляется его уму, и работы художника, весьма образованного, много наблюдавшего, как мнение крупной личности, как своеобразный и всегда смелый взгляд, весьма естественно, вызывают постоянно большие толки в печати. Литературные труды В.В. Верещагина касаются главным образом его путешествия, воспоминаний и произведений. Не считая описаний и комментариев к собственным картинам в каталогах, с многочисленных выставок, отдельно изданы им с автографическими иллюстрациями: «Заметки, очерки и воспоминания» и «Поездка Гималаи» в двух частях.
|
|