АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Роберт Балакшин
Лавра и Россия

Радуйся, всея России увеселение.
Акафист, икос 7.

Мир духовный живет по другим законам, нежели мир житейский, материальный. Господь благословляет учеников, они начинают делить среди сидящих на траве людей хлеб, и он не убывает, не кончается, а, напротив, чем прилежней ученики дробят его, тем его становится больше.
Так и Троице-Сергиева лавра. Немного лет прошло, когда образовалась она, воздвигся этот Дом Живоначальной Троицы, как уже начали отделяться, отстраиваться от него Дома малые. По благословению преподобного Сергия учеником его Стефаном неподалеку от обители основывается Троицкий Махрищский монастырь (1358 год), затем создается Спасо-Андроников (1360 год), Борисоглебский Ростовский (1360 год), Николо-Пешношский (1361 год) монастыри. Преподобный Сергий выбирает место для Симонова монастыря и в год его основания сам закладывает Благовещенский Киржачский монастырь (1370 год) и трудится на его строительстве.
Преподобный Сергий основал тридцать семь монастырей, которые составили своеобразную школу. Из Сергиевой обители по всей русской земле растекается духовный благодатный свет и, подобно евангельским хлебам, он не иссякает, а ширится все свободней. «Если с XII по XIV век на Руси было около 90 монастырей, то в следующем столетии (с 1340 по 1440 год) их было основано 150».

Благодатная сила, исшедшая из Лавры, достигнув назначенных ей Божественным промыслом пределов, стала возвращаться к своему источнику, и последние монастыри, порожденные ею, возникли как раз вблизи Лавры - Вифания (1783), Гефсиманский скит (1844 год)8|, Боголюбская киновия (1859 год), Параклит (1861 год). Быть может, сейчас мы живем в период следующего большого расширения этой благодатной силы.

Имя преподобного Сергия неотделимо от истории русской святости. Введение общежительного устава в монастырях, возрождение пустынничества, укоренение на русской почве навыков умного делания (непрерывного творения молитвы Иисусовой) - главные духовные заслуги Преподобного. Как птицы, явившиеся ему в чудном видении, умножились его ученики и последователи. Сонмы подвижников, вдохновленные его примером, вставали на спасительный путь иноческой жизни.

Преподобный Серафим Саровский с детства посещал храм святого Сергия, который построил на свои средства его отец. Погребли Саровского старца с образком Сергия, присланным из Лавры. Святой Амвросий Оптинский перед уходом в монастырь совершил паломничество в Лавру. Одним из первых иноческих послушаний святителя Игнатия (Брянчанинова) было игуменство в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. Пятого ноября 1917 года митрополит Тихон был избран на Поместном соборе Патриархом, а уже через день он выехал в Лавру - дабы перед ракой Преподобного испросить у Господа сил для предстоящего подвига исповедничества. Наконец, святой благоверный князь Димитрий Донской были причислен к сонму святых на Поместном соборе, заседания которого проходили в Сергиевском храме Лавры. Все эти неслучайности, или, как сказал наш народный гений А. Пушкин - сближения, указывают на постоянное присутствие преподобного Сергия в жизни народа, говорят о его незримом духовном влиянии, свидетельствуют о том, что живительная благодатная сила, излучавшаяся им при жизни, пропитывала собой русскую церковную, народную жизнь. Тонкими, теплыми струйками протачивает эта сила и льдину нашей современной, тяготеющей на нас жизни. Совершилось возвращение Лавре Гефсиманского скита, в летописи которого, как звезды, сияют имена митрополита Филарета и старца Варнавы. Сергиеву Посаду возвращено его древнее заслуженное имя. В микрорайоне Москвы Теплый стан (какое название!) освящена в наши дни часовня во имя преподобного Сергия.

Велико значение Лавры не только в истории Православной Церкви, но и в государственной жизни страны. «Преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, Вдохнул веру в свое будущее». Обитель святого Сергия почти с самого своего зарождения становится оплотом национального самосознания, знаменем высоты и непоколебимости русского духа. Ни один из монастырей не оказал Родине столько услуг, сколько оказала ей Троице - Сергиева лавра. Возвышение Москвы, установление единодержавной власти, прекращение смут произошло при большом участии Лавры. Начиная с XIV века, все славные страницы русской истории освящены и благословены Лаврой, ибо русские цари ни одного важного государственного или семейного дела не начинали, не побывав предварительно в святой обители.

Ученики Преподобного, основывая монастыри, продвигались на север, следом за ними селились крестьяне, у монастырей вырастали посады, города. Происходило мирное освоение края. Русские шли в неизведанные края с крестом и молитвой, а не с алебардой и мушкетом, как конкистадоры, не с винчестером и бутылью спирта, как «просвещенные» англосаксы. «Бесчисленные поколения русских святых, бывших его (преподобного Сергия - Р. Б.) духовными детьми, внуками... разносили с собой русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать - русскую идею». Можно с уверенностью утверждать, что «своим государственным, национальным единством Россия обязана не столько мечу, сколько звону церковных колоколов».

Избранный воевода и чудотворец предивный неоднократно являл свое заступничество за сродников и державу Российскую. Явившись преподобному Никону, он предупредил его о нашествии безбожного хана Едигея и повелел укрыться инокам в лесу. Молитвы Преподобного перед Божией Матерью спасали Москву от набегов ханов-крымчаков. Известна его крепкая помощь в доблестном отражении польской осады. По примеру Лавры, защищая православную веру и родную землю от врага, иноки в монастырях брались за оружие. В Смутное время выдержал осаду и дал достойный отпор интервентам основанный учеником преподобного Сергия Кириллом Успенский Кирилловский монастырь в Белозерье. Питомец Кирилловского монастыря преподобный Савватий проложил иноческую духовную тропу на Соловецкие острова, где вскоре создался Преображенский монастырь. Когда в Крымскую войну под стены монастыря незванно пожаловали два английских фрегата, монахи не только отвергли предложение сдаться, но под руководством архимандрита Александра открыли меткий орудийный огонь и повредили вражеский корабль.
Так через века проходит завет духовного, ратного, патриотического служения Отечеству, начало которого заложено в Лавре.

Духовная жизнь всегда находится в развитии. Наиболее заметно это развитие в области литургического творчества. Господь прославляет Своих угодников, открывает людям Свою премудрость - таково происхождение малых и больших церковных праздников, для которых пишутся службы. Лавра не только сберегла древнее наследие, «сохраняя в чистоте и неприкосновенности внутренний дух и полноту содержания всех богослужений», но и сделала свой весомый вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Главным достижением литургического творчества Лавры признается установление праздника Троицы - его догматическое обоснование, гимнографическое воплощение и распространение по русской земле. Впервые появившись как местный праздник Троицкого храма, здесь он развивается во всей полноте, становится общерусским Троицыным днем. День святой Троицы - это «литургическое творчество именно русской культуры, и даже определеннее - творчество преподобного Сергия».
Панихида, отслуженная святым Сергием 20 октября 1380 года о воинах, павших на поле брани, положила начало Димитриевской родительской субботе, дню особого соборного поминовения воинов и всех усопших, которое отныне совершается в субботу перед 26 октября (8 ноября) - днем памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия.

С именем преподобного Афанасия Высоцкого, ученика преподобного Сергия, связано введение на Руси Церковного устава, получившего название «Око церковное». Он имел большое значение для русской Церкви, в него были включены имена (памяти) русских святых.
В 1440-х - 50 годах в Лавре были составлены службы преподобным Сергию и Никону. Первый акафист русскому святому - это акафист преподобному Сергию.
Традиции литургического творчества продолжаются и в современный период истории Лавры. В 1946 году здесь был возрожден чин погребения Божией Матери, совершавшийся с 1844 года в Лавре и прерванный с ее закрытием. С 1950 года этот чин получил повсеместное церковное распространение.

В семидесятых годах XX века иноками лавры написана служба в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, а в 1981 году по благословению святейшего Патриарха Пимена (умер в 1990г.) установлено празднование собору Радонежских святых.
Полноправно с литургическими возгласами священника, с пением тропарей, стихир и канонов в богослужении участвуют иконы. Поэтому закономерно, что в Лавре, где была создана служба Живоначальной Троице, преподобный Андрей Рублев написал икону Троицы, явившуюся вершиной не только русского, но и мирового иконописания. Много потрудился преподобный Андрей в обители Сергия, вместе со своим другом и сподвижником Даниилом Черным они расписали фресками Троицкий собор, в иконостасе Троицкого собора находится 42 иконы работы прп. Андрея Рублева и мастеров его круга.

«Русская иконопись нить своего предания ведет от иконописной школы Лавры». Здесь написана икона Успения Божией Матери, святыни Успенского собора - уникальный памятник иконописания XVI века; в 1588 году старец Евстафий Головкин создает икону «Явление Богородицы преподобному Сергию» - походную икону русской армии; в XVII веке здесь пишется образ Сергия Радонежского в житии, где внизу иконной доски изображена Куликовская битва. Знаменитый «жалованный царский иконописец» Симон Ушаков пишет иконы Сергия и Никона Радонежских чудотворцев, а для Успенского собора Лавры икону «Тайная Вечеря» (1685 год).
Иконописная мастерская существует в Лавре поныне.

В лавре видна справедливость мысли о русской культуре церковной по преимуществу, «ибо она немыслима вне церковной жизни». Как литургическое, по своей сущности, иконописание смыкается с изобразительным искусством, так и церковная изначально древнерусская книжность - часть нашего культурного наследия.
Книгописание начинается в Лавре чуть ли не с первых дней ее существования. Любовь к книге у преподобного Сергия настолько сильна, что он не ждет, когда обитель разбогатеет, и у него будут средства на добротный писчий материал. Первые книги в обители пишутся на бересте.

Эти трогательные памятники усердия преподобного к книжному научению утрачены, но до нас дошло рукописное Евангелие, принадлежавшее преподобному Никону, и служебник преподобных Сергия и Никона. Нельзя без умиления и благоговейных слез смотреть на эти пергаментные листы с ровными рядками зернышек-букв. Сколько людей познало по ним божественную премудрость, сколько подвижников спаслось по ним.
В Лавре была высоко поставлена культура книжного дела - оформления книг, украшения переплета, разработка буквиц-заставок, создание рисованных и раскрашенных миниатюр. Подлинный шедевр книжного искусства - Лицевое житие преподобного Сергия (XVI век).
В келиях Лавры создавались летописи, жития святых, акафисты, монахи переписывали их. На смену ручному труду со временем пришел типографский станок. В типографии Лавры издавалась богословская, святоотеческая литература. Добрым словом нужно помянуть архиепископа Никона (Рождественского) (умер в 1919 году), в дореволюционные годы направлявшего издательскую деятельность Лавры.

Лавра объединяла в себе в жизненном единстве все стороны русской культуры. Здесь были «сосредоточены превосходнейшие образцы шитья - этого своеобразного... изобразительного искусства, достижения которого недоступны и лучшей живописи». В Лавру были пожертвованы: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию», созданная великой княгиней Соломонией (в монашестве Софией, XVI век), покров с мощей преподобного Сергия (XVвек), покров с изображением Сергия и Никона Радонежских (1569 - 1592 годы), изумительные образцы шитья жемчугом на фелонях XVI-XVII веков.

В Лавре работал резчик Амвросий, чье искусство резьбы восхищает нас, трудились мастера-ювелиры, создавшие великолепную митру Дионисия Радонежского...
Думая о Лавре, думаешь о России. Неувядаемая заслуга Лавры состоит в том, что в ее стенах Россия поняла, осознала себя духовной страной, почуяла свою особую судьбу, свое избранническое призвание. Когда задумаешься над русской историей, задумаешься, во имя чего мучился и страдал народ, лил кровь в сражениях и голодал в осадах, осваивал громадные пространства в противоборстве с дикой природой - строил великую, небывалую во всей мировой истории державу, то понимаешь: он делал это не ради величия и славы государства, а ради того, чтобы Свет, обитающий в ней, был виден всему миру. Народ хранил и расширял не только державу, он хранил Свет, живущий в ней, и расширял пространство этому Свету, один из светильников которого - Троице-Сергиева лавра.

Созданная Сергием Лавра, вместе с разъезжающимися по родным местам паломниками, проникает в каждый уголок России. Паломники везут с собой купленные в лавре иконы, свечи, книги, просфоры со служб, благословения духовным детям, которые не смогли приехать к своим духовным отцам. Везут святую воду из надкладезной часовни и креста, березки с Троицкой службы, нательные крестики, везут впечатления от пения хоров, колокольного звона, от лицезрения Святейшего Патриарха.
Лавра - это живой образ единения, о котором и тоскует и мечтает русская земля, раздираемая склоками и усобицами. Здесь у раки преподобного Сергия, под сводами ее соборов и церквей, в молитве, объединяющей всех и вся, становится ясно и очевидно: все мы - одна семья, один у нас заступник и покровитель: Игумен земли Русской, преподобный Сергий. Без послушания Игумену, без обращения к его животворным мощам, без покаяния у Распятия Господня в Доме Живоначальной Троицы мы напрасно будем ожидать чего-то лучшего в жизни.


Н. В. Гоголь говорил, чтобы полюбить Россию, нужно проездиться по ней. Но Россия велика и не достанет жизни, чтобы объехать ее не суетливым верхоглядом-туристом, а вдумчивым наблюдателем, чтобы вглядеться в лица ее городов, узнать ее людей, таких разных и таких русских на ее просторах. Довольно приехать в Лавру, в ней есть все, что есть в России. Не побывав здесь, не понять, не полюбить по-настоящему Россию. Нужно приехать в Лавру, приехать со смиренной, покорной душой, оставив за Святыми вратами лукавство, гордость, тщеславие, накипевшие запазушные обиды, приехать, будучи готовым прощать и смиряться, а не превозноситься и требовать. Только тогда тебе откроется потаенный смысл песни соловья на затерянной могиле у Сергиевского храма, протекающего на ранней обедне ручья света через главный барабан Успенского собора, поймешь тогда сокровенную тишину и молчание Троицкого собора, даже когда он полон народа, многое поймешь, оценишь и увидишь по-другому.
1992 год.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING