Ермак, покоритель СибириКто был Ермак Тимофеевич
С того времени, как начались раздоры между князьями и татары овладели Русью, многие русские люди стали уходить на юг, в привольные степи; здесь они селились по берегам Дона, Днепра и других рек, жили совершенно свободно, а потому прозваны казаками. Казаки занимались рыбною ловлею, земледелием, но большею частию проводили время в разбоях и набегах на татар.
При царе Иоанне IV Васильевиче разбои казаков усилились; дошло дело до того, что казаки начали нападать даже на суда, которые плавали по Волге. Особенный страх нагонял на всех в то время донской казак Ермак; со своею шайкою он не давал проезда по Волге ни царским послам, ни купцам. Чтобы усмирить Ермака и переловить его шайку, царь послал на Волгу большой отряд войска. Но Ермак узнал об этом и убежал на реку Каму. На реке Каме жили в то время именитые люди Строгановы. Они попросили себе у государя пустопорожние земли по сю сторону Уральских гор, которые были богаты соляными источниками и разными рудами. Царь отдал Строгановым просимые ими земли, но с тем, чтобы они сами содержали ратных людей и защищали эти земли от соседних диких народов.
Мало показалось Строгановым этой земли; выпросили они у царя позволение занять земли и далее за Уральскими горами. В это-то время и явился Ермак к Строгановым со своими казаками. Строгановы приняли его с великою честью и предложили ему послужить доброму делу — занять земли за Уральскими горами. По душе пришлось Ермаку это дело, рад он был повоевать с татарами и другими сибирскими народцами. Стали Строгановы снаряжать казаков за Урал; дали от себя еще триста человек ратных людей, снабдили их одеждой и запасами, и воинскими доспехами, и ружьями, и маленькими пушечками; свинцу и пороху дали вдоволь, и проводили их с молебном на судах в дальний путь, в землю Сибирскую.
Как воевал Ермак в Сибири
Плыл Ермак со своими товарищами по рекам, перешел Уральские горы, а потом опять поплыл по рекам. Плыли казаки скоро и весело. Никто их не тревожил. Но вот наконец они встретили войска сибирского царя Кучума. Вышли казаки на берег и стали стрелять в татар из ружей. Татары никогда еще не слыхали ружейных выстрелов, страшно перепугались и обратились в бегство. Однако заметили они, что казаков мало, и стали нападать на них все чаще и чаще. Но казаки продолжали плыть вперед и достигли наконец реки Иртыша. Тут вскоре они увидели старое городище и сделали привал. Но оказалось, что на высокой горе близ городища находился с войском сам Кучум, а по другой стороне укрылся с другим войском родственник его царевич Маметкул. Казаки приплыли к городищу вечером и ничего сначала не заметили. Испугались они, когда увидели, что окружены неприятелями.
Стали казаки собираться в круги и требовали, чтобы ночью же садиться в лодки и ехать назад. «Эх, их нехристей какая тьма! — говорили они, — а мы все наперечет. Сколько товарищей уже похоронили! Погуляли, страху задали, добычи понабрали, пора и честь знать, домой поворотить». Дал Ермак наговориться казакам и собрал их в большой круг. «Что же, братцы, — сказал Ермак, — или уж и впрямь приходится нам бежать?» — «Да уж вперед-то, кажется, некуда; все пути перехвачены, — отвечали из толпы. «Одно худо, — продолжал Ермак, — время позднее, реки скоро станут, домой не доберемся, придется зимовать в глуши — Бог весть где и Бог весть как... Одно только место для зимовки хорошо, это Кучумова столица, городок Сибирь. Стыдно вам, братцы! а еще казаки, православные христиане! Усомнились в помощи Господней! Что по Перми от этих нехристей церквей Божиих поругано да пожжено, — народу христианского побито! Вспомните, что вы крест целовали, царю и честным людям, и всему христианству послужить пошли. Всем нам здесь помереть! а назад обращаться страха ради нам нельзя!..» Не дали Ермаку дальше говорить. Обещались казаки умереть за святые Божий церкви, за веру православную пострадать, царю послужить.
Утром, как только показалось солнце, вывел Ермак своих казаков и указал на неприятельскую засеку. «С нами Бог!» — крикнули казаки, дали залп из ружей и бросились на приступ. Татары выпустили в них тучу стрел, а потом выскочили, чтобы силой смять. Тут-то проявилась богатырская сила казацкая: топоры и сабли пошли в ход; бросились врукопашную; на одного казака приходилось по двадцати, по тридцати татар. Ермак везде поспевал вовремя, от одного его вида толпа разбегалась... Пал храбрый царевич Маметкул, расстроилось его войско и побежало. У видя это, войско, стоявшее с Кучумом, тоже разбежалось. Остался Кучум один на горе с приближенными, горько заплакал и тоже бросился в бегство.
Победа Ермаку досталась не дешево; с лишком сто воинов его пало в бою. Но Ермак не терял времени. На другой же день он занял столицу Кучума, городок Сибирь. Жители все разбежались и побросали свое имущество и богатство. Ермак отслужил молебен, обошел с крестами вокруг города и поздравил товарищей с доброю зимовкою. Отдохнули молодцы, поустроились в городе. Через три дня стали приходить к ним разные князьки; они приносили дары и били челом принять от них присягу на верность. За ними стали приходить и жители с семьями. И город опять наполнился людьми. Это было в 1582 году.
Все лето следующего года казаки провели в походах; они покорили земли по рекам Иртышу и Оби. Воротившись из похода, Ермак послал в Москву своего любимого товарища Ивана Кольцо и несколько казаков. С ними отправил он к царю грамоту и богатые дары. Царь Иоанн IV Васильевич принял Ивана Кольцо очень ласково. Расспросил его об Ермаке и объявил, что все вины их казацкие он с них снимает; одарил казаков и обещал послать Ермаку помощь.
Рад был Ермак и казаки, когда воротился Иван Кольцо с царскими милостями. Но Ермаку недолго пришлось ими пользоваться. Однажды он попался в засаду и утонул в Иртыше. По смерти Ермака русские утвердились в Сибири и мало-помалу Сибирь была присоединена к России. В городе Тобольске, недалеко от того места, где был городок Сибирь, поставлен Ермаку Тимофеевичу памятник.
|