Рассказы отца Павла (Груздева)Послушник Павелка
Там, где плещут сейчас волны Рыбинского моря, стояли когда-то деревни и села, высокие хвойные леса и дубовые рощи, сверкали купола старинных храмов и монастырей. В этих краях прошло детство Павлуши Груздева – ныне прославленного старца архимандрита Павла. Это было в начале двадцатого века. Семья Груздевых жила по соседству с Мологским Афанасьевским монастырем. Монахинями были три родственницы Груздевых – бабушка Евстолия ухаживала за коровами на скотном дворе, тетя Оля писала иконы в иконописной мастерской, и вторая тетка Елена служила в хлебной, пекла просфоры.
Когда началась Первая Мировая война, кормильца большой груздевской семьи Александра Ивановича взяли на фронт. Дома осталась только мать «со старыми стариками и малыми детями». А Павлуша был самый старший – годика три-четыре.
– Тятю на фронт взяли. Дома нищета, – вспоминал батюшка. – Мать дала по мешочку и сказала: «Пойдите по деревне и милостыню соберите». А что делать! Хлеба нет. И убежал Павелка в монастырь к бабушке. Вот пришли они к игумении на поклон. – В ноги – бух! – рассказывал о. Павел. – Игумения и говорит: «Так что делать, Павелко! Цыплят много, куриц, пусть смотрит, чтобы воронье не растащило». Так началось для о. Павла монастырское послушание.
– Цыплят пас, потом коров пас, лошадей, – вспоминал он. – Пятьсот десятин земли! Ой, как жили-то… Потом – нечего ему, то есть мне, Павелке, – к алтарю надо приучать! Стал к алтарю ходить, кадила подавал, кадила раздувать… Много случалось в монастыре незабываемых событий и забавных историй! Некоторые из них рассказал сам батюшка.
Монастырский мед
«…То звезда младенца и Царя Царей»
Маленький звонарь
|