АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Смутное время на Руси

Как произошли смуты на Руси

Едва успела объединиться и окрепнуть Русская земля после татарского ига, как ее постигло новое бедствие — наступило время смут.

По смерти царя Иоанна IV Васильевича осталось два сына: Феодор и Димитрий. Старший из них, Феодор Иоаннович, стал царствовать, а царевич Димитрий поселился со своею матерью в городе Угличе. Царь Феодор Иоаннович был бездетен, а потому царевича Димитрия считали наследником престола; как вдруг совершенно неожиданно царевич скончался. В народе прошел слух, что царевич был убит, что убийц подослал царский шурин Борис Годунов, которому самому захотелось сделаться царем.

Илья Глазунов

Шесть лет спустя царь Феодор Иоаннович скончался, а супруга его постриглась в монастырь. Царем был избран боярин Борис Годунов.
Царствование Бориса Годунова вначале было благополучно; а потом пошли разные невзгоды: сделался страшный голод и появился мор, от которого погибло много народа. Наконец разнесся слух, что царевич Димитрий жив. И действительно, в Польше явился человек, который выдавал себя за царевича Димитрия и говорил, что в Угличе был убит другой мальчик, а он спасся. При помощи поляков самозванец собрал войско и двинулся в Россию отнимать престол у Бориса Годунова.

В это время Борис Годунов внезапно умер. Тогда русские города, один за другим, стали передаваться на сторону самозванца; войско, посланное против него, также перешло на его сторону. Самозванец скоро дошел до Москвы и сделался царем. Но царствовать ему пришлось недолго. Пришедшие с ним поляки в Москве буйствовали и производили насилия, а сам Лжедмитрий нарушал русские обычаи и покровительствовал польской (католической) вере. Русские люди поняли обман и образумились; в Москве произошло восстание, во время которого самозванец был убит — и царем был избран боярин Василий Шуйский.

Однако смуты после этого не кончились. Явился новый самозванец; он собрал отряд поляков и русских изменников и остановился близ Москвы. Отряды поляков ходили по окрестностям Москвы, грабили и предавали всё огню и мечу. Наконец поляки задумали разграбить и разорить Троице-Сергиевскую обитель.

Осада Троицкой обители поляками

В 1608 году, 23 сентября, польское войско окружило Троице-Сергиевскую обитель. У поляков было до тридцати тысяч войска, а в обители с ратными людьми насчитывалось не более тысячи защитников. Настоятель монастыря привел всех к присяге у гроба святого Сергия. Все целовали святой крест в том, что будут сражаться до последней капли крови и не дадут на поругание ляхам святыни обители — гроба преподобного Сергия. 13 октября поляки пробовали монастырь взять приступом, но храбрые защитники встретили их таким огнем из пушек и пищалей, что враги должны были отступить. Эта удача придала бодрость осажденным. Они стали сами делать вылазки, нападали на врагов и нередко забирали пленных.

В.П.Верещагин


Раз от одного пленного осажденные узнали, что поляки ведут подкоп под стену обители и хотят взорвать ее. Эта весть поразила всех. Страшно было подумать, что вот-вот грянет взрыв и неприятель овладеет монастырем. Долго разыскивали место подкопа; наконец узнали, что подкоп ведется под Пятницкую башню. Тогда два крестьянина добрались до устья подкопа и, узнав, что он не доведен до конца, произвели взрыв; они погибли при взрыве, но уничтожили работу врагов и этим спасли обитель от неминуемой гибели.

Наступила зима. Неприятели построили себе избы и землянки, а припасы добывали грабежом по окрестностям. Осажденным же становилось с каждым днем все труднее и труднее. От недостатка в хорошей пище и воде и от тесноты начались болезни. Смертность постепенно усиливалась; сначала умирало человек по десять-пятнадцать в день, а потом стало умирать по тридцать и более человек в день. Так погибло немало храбрых защитников в монастыре, но осажденные и не думали сдаваться; они крепко веровали в Божию помощь и в заступничество преподобного Сергия. Наконец прошла долгая томительная зима. Болезнь мало-помалу стала утихать, и осажденные приободрились.
27 мая в неприятельском лагере было слишком сильное движение. Осажденные поняли, что поляки задумали приступ, и стали готовиться к отпору. Все, кто имел только силу, вооружились; многие стояли по стенам с камнями, смолою, серою, известью. Архимандрит со старцами молился в церкви. Как только наступили сумерки, начался приступ. С громкими криками бросились поляки к стенам обители: дружным нападением они думали сломить осажденных, но все усилия врагов были напрасны. Осажденные поражали их выстрелами, бросали в них камнями, обливали сверху кипящей смолой, кидали зажженную серу и засыпали глаза известью. Поляки потеряли много убитыми и ранеными и должны были отступить. Через несколько времени они принуждены были совсем снять осаду и со стыдом удалились от обители. 

Грамоты Троице-Сергиевской Лавры

Чтобы избавиться от самозванца и поляков, царь Василий Шуйский решился обратиться к иноземной помощи. Племянник царя, молодой князь Скопин-Шуйский отправился в Новгород и вступил в переговоры со шведами. Шведы согласились оказать помощь, и отряд их присоединился к русскому войску. Тогда Скопин-Шуйский начал быстро очищать один город за другим от врагов и освободил Москву от самозванца.

Народ с восторгом встретил своего избавителя и надеялся, что он со временем займет царский престол, так как Василий Шуйский был бездетен. Но Богу угодно было поразить Москву новым горем. Скопин-Шуйский внезапно заболел и через несколько дней скончался.

По смерти Скопина-Шуйского в Москве начались страшные волнения и беспорядки. Дело дошло наконец до того, что Василий Шуйский принужден был отказаться от престола — и Россия осталась без царя. Тогда неурядицы увеличились еще более; Москвою завладели поляки, внутри России ходили шайки грабителей, с запада России грозил король польский, а с севера — король шведский, и даже явился третий самозванец. Русская земля, казалось, совсем погибала.

В это же тяжелое время особенно потрудились на защиту православной веры и родной земли — патриарх Гермоген, Троице-Сергиевская лавра, гражданин нижегородский Козьма Минин и князь Пожарский.

Патриарх Гермоген рассылал грамоты по городам русским и призывал православных на защиту веры и отечества. Тогда поляки и изменники русские заключили патриарха под стражу. Но дело, начатое патриархом Гермогеном, продолжали иноки Троице-Сергиевской лавры — архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Вот что между прочим писали они в своих грамотах:
«Православные христиане, вспомните истинную православную веру Христову, вспомните, что все мы родились от христианских родителей, знаменались святым крещением, обещались веровать в Святую Троицу. Возложите упование на силу Креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтобы всем православным быть в соединении и стать сообща против врагов наших. Сами видите, какое разорение причинили они в Московском государстве. Где святые Божий церкви и Божий образа? Где иноки, сединами цветущие, — иноки, добродетелями украшенные? Не пощажены ни старики, ни младенцы грудные. Пусть служилые люди спешат к Москве...»

 

Минин и Пожарский

В октябре месяце 1611 года грамота Троице-Сергиевской лавры была получена в Нижнем Новгороде. Решили прочесть ее в соборе. Ударили в большой соборный колокол, и народ скоро наполнил всю церковь, так как день был праздничный. После обедни соборный протоиерей обратился к народу и сказал: «Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет Московское государство; гибнет и православная вера. Что нам творить? Не постоять ли за православную веру и за Святую Соборную Церковь Богородицы, и за многоцелебные мощи Московских Чудотворцев? А вот грамота властей Живоначальныя Троицы монастыря Сергиева». После того была прочитана грамота, присланная из Троице-Сергиевской обители. Народ был сильно тронут: многие плакали. «Горе нам, — говорили в толпе, — гибнет Московское государство».


Когда народ вышел из церкви и столпился у паперти, к нему обратился Козьма Минин, гражданин нижегородский, со следующею речью:
— Православные христиане! — коль хотим помочь Московскому государству, не пожалеем достояния нашего... дворы свои продадим, жен и детей заложим и станем челом бить, искать, кто бы вступился за православную веру и стал бы у нас начальником!.. Дело великое совершим, если Бог поможет... Мы поднимемся,— другие города пристанут к нам, и мы избавимся от врагов.
Горячая речь Минина пришлась по сердцу всем. Тут же начались пожертвования на святое дело — освобождение родины от врагов. Несли со всех сторон и деньги, и драгоценности.

Стали думать, кого бы выбрать вождем ополчения. Выбор пал на князя Пожарского. Он уже прежде сражался с поляками в Москве и лечился в это время от ран в своем имении. К нему отправили бить челом. Он сказал посланным: «Рад я за веру православную страдать до смерти, а вы изберите из горожан такого человека, который был бы со мною у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям». Нижегородские послы задумались было, но князь Пожарский помог им. «Есть у вас в городе, — сказал он, — Козьма Минин. Он человек бывалый: ему такое дело за обычай».
Весть о снаряжении нижегородцев быстро разнеслась по другим городам. Пожарский с нижегородцами разослал грамоты. «Теперь мы, Нижнего Новгорода всякие люди, — говорилось в грамоте, — идем на помощь Московскому государству. К нам из многих городов прибыли ратные люди. И вам поскорее идти. Непременно надо быть вам с нами в одном совете и на поляков вместе идти...» Грамоты эти повсюду читали на сходках, составляли приговоры, собирали деньги. Город сносился с городом. Поднималась вся Русская земля.

 

Освобождение Москвы от поляков

Наступил 1612 год. Поляки, узнав о русском ополчении, пришли к патриарху Гермогену и сказали: «Напиши нижегородцам, чтобы они оставались верны польскому королевичу». — «Да будет над ними милость Божия, — отвечал патриарх, — и от нашего смирения благословение, а на врагов наших и на изменников да излияется от Бога гнев». Не понравилась такая речь полякам; они стали морить Гермогена голодом, и вскоре страдалец-патриарх скончался.
В августе месяце русское ополчение подошло к Москве. На помощь полякам, засевшим в Москве, спешил новый отряд поляков, но Пожарский разбил его под самою Москвою, а потом обложил Москву. Целый месяц держались осажденные поляки в Кремле, но затем принуждены были сдаться.

25 октября 1612 года отворились Кремлевские ворота и русские торжественно вступили в Кремль. Впереди с крестом и иконами шло духовенство, во главе которого был архимандрит Дионисий. В Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен, и русский народ усердно благодарил Бога за освобождение от врагов.

В Москве, на Кремлевской площади, Минину и Пожарскому поставлен памятник. Кроме того, в Нижнем Новгороде поставлен памятник Минину, а в Суздале Владимирской губернии памятник-усыпальница над могилою князя Пожарского.

 

Избрание на царство Михаила Феодоровича Романова

26 октября 1612 года Кремль и вся Москва были очищены от поляков. Разосланы были грамоты по областям, чтоб присылали отвсюду в Москву знатных духовных лиц и выборных из других сословий, лучших, разумных людей для избрания царя. Когда выборные съехались, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. 21 февраля 1613 года был последний собор; каждое сословие подало письменное мнение, и все эти мнения были сходны: все указывали на одного человека, шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, сына митрополита (впоследствии патриарха) Филарета Никитича. Он приходился прежним царям роднёю ближе всех. Из этого рода была первая супруга Иоанна IV Васильевича — Анастасия.
Михаил Феодорович жил в это время в Костроме, в Ипатьевском монастыре, с матерью, монахинею Марфою Ивановною. Собор, провозгласив его царем, послал к нему несколько знатных духовных и светских лиц просить от имени всего народа, чтоб он был государем и ехал в Москву.

13 марта соборные послы приехали в Кострому, а на другой день пошли в Ипатьевский монастырь с крестным ходом. Услыхав от послов просьбу ехать в Москву и царствовать, Михаил отказался. Марфа Ивановна говорила: «Сын мой еще очень молод, а русские люди стали малодушны; кроме того, государство расстроено вконец; прежних сокровищ царских нет, земли розданы, служилые люди обеднели; откуда будущему царю давать жалованье служилым людям, двор свой содержать и как против недругов стоять? Наконец, митрополит Филарет в заточении у польского короля: узнав, что выбрали в цари его сына, король отомстит за это на отце».

Соборные послы отвечали, что избран Михаил по Божьей воле, и что хотя прежде во всех русских людях и было несогласие и междоусобие, но теперь русские люди наказались все и пришли в соединение во всех городах.

Послы долго упрашивали Михаила и мать его; наконец стали грозить, что в случае отказа государство совершенно разорится, и Бог взыщет на Михаиле это разорение.
Тогда Марфа Ивановна согласилась, и архиепископ Феодорит благословил Михаила на царство.

2 мая 1613 года Михаил приехал в Москву, а 11 июля венчался на царство. Россия получила законного царя. С того времени стал благополучно царствовать в России дом Романовых.

 

Подвиг Ивана Сусанина

Когда Михаил Феодорович был провозглашен царем, ему грозила страшная беда. Хотя Москва и была очищена от врагов, но по Русской земле еще скиталось много польских отрядов. Один из таких отрядов, проведав об избрании Михаила Феодоровича, задумал погубить юного царя и отправился в Ипатьевский монастырь.

Поляки были уже близко от монастыря. Чтобы не сбиться с дороги и скорее пройти в монастырь, они зашли в село Домнино и взяли провожатым крестьянина Ивана Сусанина. Сусанин смекнул, что поляки затевают недоброе; он тайком послал в монастырь известить об опасности, а сам повел поляков совсем в другую сторону.


Дело было зимою. Долго Сусанин вел поляков и завел их наконец в самую глушь дремучего леса. Поляки поняли обман и пришли в ужас; им грозила неминуемая гибель, если они не выберутся из леса. Они хотели было подкупить Сусанина золотом, но тот с негодованием наотрез отказался. Тогда поляки с яростью бросились на него, мучили разными пытками и наконец изрубили его в куски.

Так Иван Сусанин положил живот свой за царя.
За такой подвиг Ивана Сусанина потомки его навсегда были освобождены от податей. Они живут и доселе в селе Коробове, в пятидесяти четырех верстах от города Костромы, и называются белопашцами. В городе Костроме Сусанину поставлен памятник. Внизу памятника начертано: «Ивану Сусанину, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившему, благодарное потомство».


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING