АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Свияжск

Каждый регион нашей необъятной Родины по-своему интересен, каждый имеет свою историю и связан с именами тех или иных исторических личностей. Наш край – республика Марий Эл, вошел в состав Российской империи более чем 450 лет назад. Началось присоединение земель, населенных марийцами после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, а случилось это в 16 веке. Именно с именем этого царя связано одно из интереснейших мест, пусть и соседнего с нами региона России, но оказавшего большое влияние на развитие нашего края.

В середине XVI в. между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Столица ханства – Казань - была неприступной крепостью; военные походы русских на нее неизменно оканчивались неудачей. Русское войско, придя в казанскую землю, не могло предпринять длительную осаду из-за а трудностей сообщения с Москвой. После очередного такого похода, при отступлении осенью 1550 года, русское войско, под предводительством царя Ивана Грозного, расположилось лагерем на волжском берегу, при впадении реки Свияги, на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами - место весьма удачное для возведения крепости. Здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город, который и станет опорой русскому войску в будущей борьбе с Казанским ханством.
Сначала дьяк-инженер Иван Выродков, которому царь поручил построить крепость, за тысячу километров от Казани под Угличем построил настоящий деревянный город.

Затем этот город разобрали, пометив все бревна, и весной 1551 года по Волге доставили к выбранному месту. За четыре недели 70 тысяч человек возвели город. Получил он название Свияжск, от реки Свияги, впадавшей здесь в Волгу. Отсюда началась очередная осада Казани, здесь Иван Грозный молился перед решающей битвой.

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск — это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем — уездный город Казанской губернии, которому в 1781 году учредили свой герб: на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. Раньше по упоминанию в словаре Брокгауза и Евфрона в Свияжске насчитывалось до двух тысяч человек, а сейчас проживает около двухсот жителей.

Как уникальный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт.

 В XX веке судьба Свияжска была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Только возвращение монастырских комплексов Русской Православной Церкви вдохнуло жизнь в умиравший уже город.

 На острове зарегистрирован 21 памятник федерального значения - имеются творения выдающихся средневековых псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, создавших прекрасные образцы русской архитектуры 16 века. Среди них - Успенский собор. Росписи собора неповторимы многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения. Успенский собор - один из немногих сохранившихся в Среднем Поволжье каменных храмов середины XVI века. Собор был возведен за 4 года из белого тесаного камня артелью Постника Яковлева и Ивана Ширяя и открыт 12 сентября 1560 года.

За свою более чем четырехсотлетнюю историю Успенский собор неоднократно подвергался переделкам и реконструкции. В результате древний облик храма в значительной мере утрачен. Первоначально Успенский собор был выполнен в чисто псковских архитектурных традициях.

 Особенно замечателен Успенский собор тем, что в нем сохранилось более тысячи квадратных метров древних фресок. В частности, там сохранилась фреска с неканоническим изображением св.Христофора с лошадиной головой. По преданию, позднее отвергнутому церковью, св.Христофор был красивым юношей и оттого терпел много искушений. Поэтому он попросил Бога обезобразить его, что и произошло. Церковь, посчитав неосновательным это предание, запретило подобные изображения св.Христофора, во всей России их осталось очень мало. Успенский собор является действующим храмом и, пожалуй, едва ли не единственным действующим, который имеет такую фреску. Фреска св.Христофора с лошадиной головой - верное удостоверение древности Успенского собора.

Еще один памятник - Троицкая церковь - единственный в Среднем Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI века. Церковь, как и вся крепость, была построена зимой 1550 года в угличских лесах из толстых полуаршинных бревен лиственницы. Сруб поставлен в виде креста и имеет два яруса: первый - четырехугольный, с четырехугольным полукружием для алтаря; второй - восьмиугольный. Вместе с прочими деревянными строениями города церковь была доставлена в Свияжск на судах весной 1551 года и освящена на новом месте 17 мая.
Время и пожары, не раз опустошавшие город, пощадили Троицкую церковь. Отсутствие металлических деталей и древний способ обработки дерева простым топором обеспечили сохранность сруба на протяжении четырех с половиной столетий.

Первоначально церковь имела шатровое завершение. Позднее шатер был заменен восьмискатной крышей; в 1819 году пристроены крыльца с колоннами, а в 1821 году бревенчатые стены обшиты тесом. В таком виде Троицкая церковь и дошла до наших дней. Считается, что именно в этой церкви молился царь Иван Грозный перед началом битвы за Казань, а церковь была собрана на своем месте всего за одни сутки. Иконы из храма хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Здание из красного камня - соборный храм во Имя Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости". Сооружен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря в 1898-1906 годах по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского. Высота храма без креста - 15 сажен, длина - 18 и ширина - 12,5 сажен (1 сажень = 2,13 метра). Благодаря выгодному положению, доминирует над окружающей застройкой. Имеется два придела: пророчицы Анны и преподобного Серафима. Внешний облик храма со времени постройки практически не изменился, но настенная масляная живопись в интерьере утрачена практически полностью. В храме вот уже несколько лет как стоят леса, построенные для ремонта кровли, но, к сожалению, на этом этапе кончились деньги и во время дождя на полу храма стоят лужи.

 Вообще на территории Свияжска располагаются: мужские Богородицкий и Успенский монастыри, бывший женский Иоанно-Предтеченский монастырь, Успенский собор и соборный храм во Имя Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости", Троицкая, Никольская, Сергиевская, Святого Константина и Елены церкви.
Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит, по другим - скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек.

Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. Сейчас мощи вновь возвращены в Свияжск.
В советские годы в монастыре находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. А возле монастырских стен, как напоминание о годах сталинских репрессий находится братская могила 97-и узников одного из лагерей ГУЛАГА.

 Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию в начале сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии - митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году.

Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555-1556 гг. псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.
В конце XVII века вместе с отдельно стоящей колокольней была построена каменная приходская церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На месте этой каменной церкви находился деревянный храм, устроенный еще в 1551 году (по записи 1568 года в писцовой книге города Свияжска и его уезда). Храм был закрыт в 20-е годы. Возвращен верующим в 1994 году. В настоящее время является единственным сохранившимся на острове Свияжск действующим приходским храмом.

Самое старое, на сегодняшний день, каменное здание Свияжска – Никольская церковь. Строительство Никольской церкви, начатое осенью 1555 года (почти одновременно со строительством Успенского собора, и, по-видимому, той же артелью псковских мастеров Ивана Ширяя), было завершено уже через год, в декабре месяце. Церковь освящена в 1556 году святителем Германом. Имеются основания предполагать, что стены Никольской церкви, как и в Успенском соборе, были некогда покрыты с внутренней стороны фресками. Кроме того, на восточном фасаде в нише сохранился фрагмент лика Николы Можайского.

Рядом с церковью из тесаного известняка возвели трехъярусную колокольню, на которой установили пять колоколов. Наверху, еще во времена Ивана Грозного, были установлены башенные часы "государева данья". Из нижнего яруса колокольни к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой - в случае осады свияжской крепости. Позднее из кирпича надстроили еще два яруса колокольни. В настоящее время высота колокольни Никольской церкви составляет 43 метра. Это самое высокое сооружение Свияжска.

К сожалению, не все храмы Свияжска сохранились до наших дней. В двадцатые годы XX столетия были разрушены Собор Рождества Пресвятой Богородицы (XVI в.), Никольская приходская церковь (1734 г.), Надвратная церковь Вознесения (нач. XVIII в.).
Но не только с именем Ивана Грозного связана история Свияжска. Здесь побывала в свое время Екатерина II, здесь был проездом Александр Сергеевич Пушкин. Да не просто был, легенда гласит, что слова из его «Сказки о царе Салтане» «…мимо острова Буяна, в царство славного Салтана» именно об острове Свияжск.
После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск окончательно превратился в остров. Столбы, по которым на остров подавалось электричество, во время разлива рек подмывались и падали, и тогда остров оставался даже без этого достижения цивилизации. Лишь несколько лет назад по указанию Президента Татарстана М.Шаймиева эта проблема была решена.

Сейчас Свияжск вновь становится православным центром. В возрожденный монастырь ежедневно по Волге приезжают сюда люди, интересующиеся историей края и желающие приобщиться к духовным ценностям. А в самом монастыре трудятся над его восстановлением три монаха и несколько трудников.
Путь на остров лежит по великой русской реке Волге, что делает поездку просто незабываемой. Ежедневно десятки, а то и сотни людей стремятся приобщиться к истории, пройти по каменистым тропам острова, которые помнят шаги стрельцов из войска Ивана Грозного, великого поэта А.С.Пушкина, узников лагерной зоны, постоять в храме, который хранит запах дерева, выросшего и срубленного около пятисот лет назад в лесу под Угличем.

Олег Камакин


При написании использовалась различная литература, частое общение с экскурсоводами острова и ресурсы сети Интернет.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING