Возвышение МосквыСвятитель Петр и князь Иоанн Данилович
По смерти князя Юрия Москва досталась брату его Иоанну Даниловичу, прозванному Калитою. В то время Москва не была такая большая, как теперь. Тогда это был маленький деревянный городок. На той горе, где теперь Кремль, стояли небольшой княжеский терем со службами и деревянная церковь во имя Спаса. Гора кругом была покрыта густым лесом, и кой-где были расчищены места для пашни, да кой-где стояли слободы, или деревушки. Митрополитом в то время был святой Петр, и жил он в стольном городе Владимире.
Объезжая свою паству, святой Петр часто заезжал в Москву к князю Иоанну Даниловичу. Полюбился ему этот князь. В маленьком городке, в бедном тереме, над Москвою-рекою, частенько, долго и по душе беседовали князь и святитель о несчастных делах Русской земли. Митрополит говорил князю Иоанну Даниловичу:
— Всех перевидал я князей и всех их знаю; есть между ними и доброго нрава, да горячи и легкомысленны: только думают о себе, а не о народе, не о всей Руси. И от несогласия их вся-то Русь распалась. А князьям горя мало; от татарского насилия страдают и воздыхают, а о том не думают, как бы дело повести так, чтобы, хоть со временем, детям и внукам совсем от татар избавиться. Из всех князей только ты, Иоанн Данилович, нрава твердого и ума великого. Принимайся с Богом за собирание земли Русской под одну твою руку. Ты бережлив, казны у тебя много, тебя недаром прозвали «калита», полный мешок. Скупай от князей сёла и города: им деньги нужны, задаром волости продают. И устройся так, чтобы у тебя народу было жить хорошо, и народ отовсюду к тебе потянет. А я в Москве поселюсь и в ней свой престол митрополичий поставлю и буду помогать тебе советом, делом и молитвами моими пред Богом и Пресвятой Богородицей. Я дам тебе икону Успения Божией Матери, написанную мною, да примет Царица Небесная под святый покров Свой твои благие начинания. Ты же дострой во имя Ее соборный храм. И пророчу тебе, что если ты меня во всем послушаешь, то и сам прославишься с родом твоим больше других князей, и город твой прославится надо всеми русскими городами: святители после меня будут жить в нем, и Бог прославится в нем.
Так говорил святой Петр князю, и послушался его князь Иоанн Данилович. Стал он скупать, как можно больше, земли от соседних князей; а иные сами, умирая, отказывали ему свои владения. От этого при нем и сыновьях его Московское княжество заняло большое пространство. Иоанн Данилович всю Землю свою очистил от разбойников и по рекам поставил стражу, чтобы не грабили купцов и их товаров, и везде устроил правильный суд, а дела свои с татарами вел так, что они не показывались в его владениях. И была при нем на Руси «тишина великая». В земли его стало переходить много народу из других княжеств; народ стал богатеть от промыслов и торговли, а сам московский князь вделался чрез то еще богаче и сильнее других князей. Начали переезжать к нему от других князей самые знатные и умные бояре и делались ему помощниками.
В 1325 году Иоанн Данилович заложил Успенский собор. Святой Петр собственноручно устроил себе в нем гроб близ жертвенника и в следующем году скончался. Почуя приближение смерти, святитель благословил отсутствовавшего князя и завещал значительную сумму на построение собора. Потом начал петь вечерню и скончался во время пения, с руками поднятыми к небу. Иоанн Данилович похоронил его в приготовленной гробнице. Он достроил Успенский собор и соорудил каменную церковь во имя Михаила Архангела, которая стала потом Архангельским собором.
Преемники Иоанна Даниловича
В 1340 году Иоанн Данилович скончался, но дело его не умерло. Сын его Симеон Иоаннович уже стал именоваться великим князем всея Руси, митрополиты жили в Москве, и Москва сделалась столицею Русской земли. Симеон Иоаннович гордо держал себя с князьями и татарами. Может быть, он уже готовился нанести решительный удар татарам, как вдруг пришла в Россию страшная моровая язва, известная под именем черной смерти*. Целые области опустели, в некоторых городах не осталось ни одного человека, — и сам великий князь, во цвете лет и сил, заразился и умер от этой страшной болезни. Он передал престол своему брату Иоанну Иоанновичу, и писал ему в своем завещании: «Слушайся старых бояр, они отцу нашему и нам добра всегда желали, слушайся затем, чтоб и свеча не погасла». Свеча здесь означала то дело, которое задумал Иоанн Данилович с митрополитом Петром, то есть освобождение от татар. «Не погасла свеча» при сыновьях Калиты, «не погасла свеча» и при внуке его Димитрии Иоанновиче.
Димитрий остался после отца младенцем; поэтому от его имени управляли Русью бояре московские и главное — святой митрополит Алексий. Этот святой муж с боярами московскими наставлял юного князя Димитрия, как управлять государством, и был ему верным помощником, когда Димитрий пришел в возраст.
И вот через сорок лет по смерти Иоанна Даниловича Калиты пришлось в первый раз испытать России, готова ли она померяться с татарами; пришлось проверить — такая ли же она, как была за полтораста лет перед тем, когда в первый раз пришли татары и порознь разбили ее храбрых князей. Пришлось в первый раз оценить, правое ли дело затеяли Иоанн Данилович и митрополит Петр, начав подбирать земли русские в одни руки... Испытать это пришлось во время страшного нашествия Мамая. Митрополиту Алексию не суждено было дожить до этого времени: он преставился за два года до нашествия Мамая.
|